Крысы научились ездить в лифтах и поездах

В Москве формируется новое урбанизированное поколение животных. Вороны катаются на ледяных горках, собаки переходят улицу на зеленый свет, кошки открывают дверные замки, крысы передвигаются в лифтах и поездах. Накануне года Желтой Крысы о своих наблюдениях корреспонденту "Известий" Богдану Степовому рассказал один из авторов книги "Животные Москвы" этолог (специалист, занимающийся изучением поведения животных) Андрей Неуронов.

вопрос: Время от времени эпидемиологи пугают горожан стремительным увеличением поголовья крыс — дескать, сегодня на каждого москвича приходится уже по одной "личной" крысе. Это так? Сколько всего грызунов в городе?

ответ: Этого никто не знает. Для подобных исследований нужны деньги, а их нет. Тем более что крысы — это наиболее скрытый от человека синантропный вид. Они занимают в основном "подземную" Москву, где в общем-то являются полновластными хозяевами. Несмотря на усилия городских служб, их численность зависит в основном от механизма саморегуляции — чем меньше еды, тем меньше популяция. В остальном приспособляемость этих грызунов к жизни в мегаполисе феноменальна.

В крысиной стае есть ядро, которое составляют самые сильные и генетически здоровые особи во главе с крысиным королем, на периферии — менее ценный генетический материал, который первым испытывает на себе, например, действия новых ядов. Гибель "периферийных" крыс спасает элиту. Ядро выживает и дает потомство, которое уже устойчиво к этому виду яда. Кроме доминантных отношений в стае есть разделение и в функциональном плане — есть крысы-разведчики, бойцы, фуражиры. На эти "должности" они выдвигаются благодаря своим врожденным способностям — кто-то лучше достает пищу, кто-то лучше защищает территорию. В крысином обществе спрашивают с каждого его члена по способностям.

в: Крысы действительно очень умные?

о: Да. Крысы — чемпионы среди животных по прохождению лабиринтов (правда, мне кажется, что эта способность закреплена в них генетически — они ведь живут в подвалах, которые по своей сути являются лабиринтами). Известно, что крыса способна добывать пищу оригинальными способами. Например, она не будет опрокидывать на стол бутылку с кефиром, чтобы добраться до содержимого, а опустит туда хвост, который потом оближет.

в: Жизнь в городе чем-нибудь обогатила крыс?

\"Крысыо: Да, крысы, например, могут при перемещениях пользоваться механизмами — лифтами, поездами. Но так как они избегают человека, мы о многом не знаем. Гораздо больше известно, как совместное проживание с человеком изменило интеллект собак и кошек. Еще лет 15—20 назад собаки, к примеру, научились пользоваться метрополитеном, и сегодня эта их новая способность закрепилась уже на генном уровне.

в: И как собаки ориентируются в метро?

о: У них хорошая топографическая память. Кроме того, формируется комплексная ориентация по фоновым шумам (объявлениям остановок в метро), запахам, временным промежуткам и — в меньшей степени — по визуальным раздражителям.

в: Рассказы о псах, которые понимают сигналы светофора, — это байки?

о: Да. Собаки ориентируются по движению машин: поток встал — можно идти. Кошки, кстати, этому так и не научились. Они кидаются на проезжую часть, а при виде двигающейся машины бегут назад. Такое поведение нередко ведет к гибели животного. Секрет в генах. Кошки в случае опасности стремятся спрятаться в укромном месте, но в городских условиях такой способ спасения не всегда оправдан.

в: По каким принципам устроена иерархия в бродячей собачьей стае?

о: По-разному. Бывает жесткая иерархия с единственным вожаком, но в Москве нередко можно увидеть и плюралистическую иерархию, где в различных ситуациях стаю может возглавить тот или иной вожак. Например, один вожак может вести стаю при перемещении собак по городу, другой — на охоту. Такая универсализация характерна для городских стай. И вообще московские дворняги — это мировой бренд. Сейчас многие западные биологи интересуются московской популяцией, надеюсь, что они найдут и деньги для более серьезных исследований.

в: Чем уникальна наша собачья популяция?

о: И способностями, и генофондом, и условиями проживания. В Европе собак стерилизуют, содержат в приютах. А наши дворняги постоянно смешиваются с собаками самых разных пород и ежедневно проходят тест на выживание. После дачного сезона множество породистых собак оказывается на улице, попадает в стаи, да и хозяева домашних псов допускают их случки с дворнягами. Такое смешение дает хорошее потомство — гены не застаиваются.

в: Бродячие собаки по своей природе агрессивны?

о: Наоборот. По статистике большинство укусов — дело зубов домашних собак. Дворняги более интеллектуальны, а следовательно, менее агрессивны. Даже наступив бродячей собаке на хвост, вы вряд ли подвергнетесь нападению. Скорее всего она проведет незавершенную агрессию — зарычит, но кусать не будет. Гораздо опаснее собачьи стаи, которые живут на стройках или в гаражах. Они чувствуют, что их защищают люди, поэтому и ведут себя более агрессивно. Кроме того, их нередко специально науськивают на людей. Такие стаи лучше обходить стороной.

в: А как городские собаки уживаются с бомжами?

о: Бездомные собаки нередко находят себе в лице бомжей хозяев и становятся своеобразными "псами"-службистами. Собаки охраняют их во время отдыха, отгоняют случайных прохожих и даже милиционеров, проявляя при этом определенную агрессивность. Причем пределы этой агрессии довольно широки — могут и укусить. А вообще эта ситуация — яркий пример симбиоза городских изгоев. Им вместе и теплее, и безопаснее, и сытнее.

в: Как на животных сказывается жизнь в мегаполисе?

о: Кошки стали лучше манипулировать лапами: справляются с непростыми дверными ручками, водопроводными кранами. Известен случай, когда кот, своровав мясо из кастрюли, закрывал за собой крышку — заметал следы преступления. Но все равно кошки хуже приспосабливаются к мегаполису, чем те же собаки, так как ведут индивидуальный образ жизни. Все их усилия направлены не на то, чтобы приспособиться к человеку, а на то, чтобы приспособить человека к себе, чтобы человек понял их желания. У кошек больше возможностей воспроизводить звуки — отсюда, кстати, легенды о говорящих кошках.

в: Неужели могут научиться говорить?

о: Нет. Правда, известен случай, когда представитель семейства кошачьих — лев из Бакинского зоопарка — прорыкивал "Аллах акбар!" Он львенком вырос в Стамбуле, где вместо привычного рычания слышал крики с минаретов.

в: Сейчас многие наблюдают, как кошки перестают гулять сами по себе, стараясь жить вместе. Неужели они когда-нибудь начнут сбиваться в стаи, как собаки?

о: Нет. В городе не так много открытых подвалов, где они могли бы жить, поэтому кошки, найдя подобное убежище, стараются придерживаться определенных правил общежития: не трогают чужих котят, не воюют за воду, не прогоняют больных сородичей. Кошкам вообще труднее, чем собакам: они более чувствительны к стрессам, тяжелее приспосабливаются к транспортной системе.

в: Как сказываются стрессы на животных?

о: Единичные вороны могут разорять гнезда сородичей — впрочем, маньяки есть и среди людей. Собаки и крысы едят оплетку электрокабелей, хотя непонятно зачем. Думаю, это одно из проявлений их стрессового поведения.

в: А куда подевались тараканы? Их стало заметно меньше. Может, они в отличие от крыс не смогли приспособиться к новым ядам?

о: Действительно, исследования показали, что количество молодых особей тараканов уменьшается от поколения к поколению, но причина, видимо, здесь в другом. По одной из версий, тараканы вымирают из-за изменения продуктов — не могут питаться генно-модифицированной пищей.

в: А вороны могут? Москвичи жалуются, что их явно стало больше, они сбрасывают на них камешки или мелкий хлам. Это вороньи игры?

о: Прицельная бомбардировка — одна из любимых! Из-за обилия пищевых ресурсов у ворон появилось много свободного времени, которое они тратят на развлечения. Например, катаются на ледяных горках, подкладывая под себя крыло, съезжают с церковных куполов, выделывают немыслимые пируэты перед людьми, а если объект такой атаки пугается, то веселиться начинает вся стая. Кстати, кататься с горок вороны научились у людей.

в: Сейчас столичное правительство финансирует несколько программ по возвращению диких птиц и животных в городские парки. Насколько они эффективны?

о: Действительно, под воздействием города животные уходят за МКАД. Те же белки, которых раньше было очень много в городе. Сейчас они здесь жить не могут — слишком велик стресс. Но думаю, что искусственно возвращать диких животных в город не стоит, — это очень затратно: нужен огромный штат специалистов, которые могли бы помочь адаптироваться им в городе. Заповедники надо устраивать в Подмосковье. Кстати, у богатых обитателей ближнего Подмосковья появилось новое увлечение — они все чаще обзаводятся на своих участках мини-зоопарками, где есть не только белки, зайцы, но и косули, волки... Так что почин положен.

Источник: http://www.izvestia.ru/moscow/article3111345/?print

0
908
0