Кого в России коснется ипотечный кризис

На модерации Отложенный

Ипотечный кризис, разразившийся в Америке, перекинулся на ряд европейских стран, но России пока удается удержаться вне этого списка. Нас от крушения спасает наш же недостаток – бедность. Но есть категория населения, для которой последствия кризиса будут одинаковы как в США, так и в России.

Практически все экономисты и государственные лица сейчас высказались на эту тему, причем весьма оптимистически. «Нас это не коснется» – общий тон заявлений. Действительно, ипотека весьма незначительное явление в нашей экономике, потому что мало кто может себе ее позволить. И то, что пара банков не смогут выдавать кредиты, – пустяк по сравнению с общим объемом рынка. Не столь важно и то, что некоторые банки выдавали кредиты заемщикам за счет зарубежных кредитных ресурсов, ставки на которые уже выросли. Они все равно ниже наших ипотечных ставок. Более того, у нас в стране сейчас есть множество своих ресурсов – они дороже, но они есть.

Опять же, «голливудского» сценария в русской редакции, когда банки массово пытаются продать жилье неплательщиков и выселяют последних в общежитие, у нас в этот раз не будет. Просто потому, что средний заемщик – это человек небедный и имеющий несколько источников дохода, одним словом, поколебать его платежеспособность весьма трудно, да и теряет он слишком много при банкротстве. А водители такси, как в Америке, у нас пока квартиры в кредит купить просто не могут. Оставим за скобками и вопрос о возможном снижении цен: против него играет дефицит на рынке квартир, поддерживаемый как производителями стройматериалов, так и политикой властей (особенно в столице).

И все бы было хорошо и можно было бы говорить, что кризис нас просто обошел стороной, коснувшись лишь некоторых банков с особо рискованной кредитной политикой, однако не все так просто. Старший советник Центра развития фондового рынка Юрий Данилов считает, что на мировых рынках еще не настоящий кризис, а его преддверие, а значит, главное развитие событий еще впереди. «Сейчас мы глубоко интегрированы в мировую экономическую систему. В отличие от приснопамятного 1998 года это будет классический кризис, и поразит он все сферы, включая реальный сектор».

Главной проблемой, по словам Данилова, является огромный объем банковских и корпоративных долгов.

В этом году по величине привлеченных в корпоративный сектор средств Россия входила в тройку лидеров в мире. В итоге долг банков сейчас составляет $130-140 млрд, а предприятий – около $350 млрд. И ставка по долгам чаще всего привязана к ставке Libor. Кроме того, кредитные организации привлекают (и собираются дальше привлекать) средства на фондовом рынке. А во время кризиса не до размещения новых IPO, биржи лихорадит и т. п.

Спасти рынок от серьезных депрессивных вложений можно было бы инвестициями в реальную экономику. И можно было бы только порадоваться, что у нас есть Стабфонд и определены уже «правильные» проекты, куда пойдет финансирование… Все было бы так, если бы не традиционная русская беда, озвученная еще Карамзиным: «Воруют!». 30 или более процентов из денег Стабфонда, по традиции, будет своровано и вброшено в экономику без всякого обеспечения. На эти деньги, по традиции, опять же покупается недвижимость (и не по ипотеке!) – и это было бы счастьем, если бы она покупалась за рубежом. А тут еще впереди выборы – короче, не надо быть провидцем, чтобы предсказать инфляцию значительно выше тех показателей, что были у нас в последние годы.

А главный печальный итог для потребителя, вытекающий из этих прогнозов: ипотечные ставки не могут быть ниже инфляции – банки же не занимаются благотворительностью. Этот же вывод получается, если анализировать антикризисные меры, которые проводят банки во всем мире. Главная мера – поднятие ставок и ужесточение требований к заемщикам. И тут выходит, что ипотечный кризис, возможно, не доставив неприятностей уже имеющимся клиентам, неизбежно скажется на рынке ипотеки, сделав ее более недоступной потенциальным заемщикам. Добавится к этому еще и обычное для «плохих» времен нежелание залезать в долги: мало кто надеется на повышение своих доходов.

Спасти положение можно, только сбив цены на недвижимость, а на это власти уже не пойдут. Так что в ближайшее время мы, скорее всего, увидим рост ставок и уменьшение числа взятых кредитов. А если мировой кризис получит свое развитие и сбудутся пессимистические прогнозы, то на российском рынке ипотеки это скажется самым непосредственным образом, как бы мне ни хотелось обратного.