Лукашенко побегает, покричит, но никуда не денется

На модерации Отложенный

Сегодня мне хотелось бы поделиться своими соображениями по поводу российско-белорусских отношений. Я уже представляю себе комментарии симпатизантов Лукашенко, но тем не менее буду говорить все, что думаю об этом политическом деятеле. Как бы ни относились многие к Лукашенко как к некоей «сияющей звезде» на политическом «небосклоне» постсоветского пространства (и, можно сказать, указывающей «единственно верный путь»), его последние заявления в ходе недавнего субботника в Белоруссии (где он месил бетон) трудно отнести к высказываниям «строгого, но справедливого» друга России.

МВФ — тот еще данаец, дары приносящий

Говорят, что Белоруссия — это единственный союзник России. Но ведь можно сказать и так, что Россия — единственный союзник Белоруссии. И так вот походя оскорблять и обижать своего союзника не пристало, даже если у вас есть какие-то сложности в отношениях. Я так понимаю, Лукашенко не случайно зачастил в Москву. Вот и в прошлую пятницу он опять встречался с нашим президентом. Очевидно, что финансы у Лукашенко поют романсы. И, судя по всему, в этот раз он ничего не получил. Вернее, может быть, и получил обещание. Но, скорее всего, оно связано с определенными политическими и экономическими условиями. В первую очередь экономическими.

Реакцию Лукашенко на тот факт, что денег просто так не дают, я не могу назвать по-другому, кроме как истерической. Президент Белоруссии сказал о том, что МВФ предоставляет кредиты на лучших условиях. В том-то и дело, что это тот еще данаец, дары приносящий. Мы убедились в этом на собственной шкуре. Как известно, МВФ связывает выделение денег с сокращением социальных программ, урезанием зарплат и другими условиями. Да, процентик за это он берет небольшой, зато социальные и экономические потери для страны становятся просто катастрофическими.

Лукашенко забыл, что цена на газ выросла и в России

Лукашенко назвал запрашиваемый Россией процент «драконовским». В нынешних условиях 6% — это не драконовские условия. А под какой процент мы выдаем кредиты своим собственным предприятиям? Под 20 с лишним?

И после этого Лукашенко называет 6% «драконовскими». А совесть у него есть, в конце концов? Наконец, как говорится, не хочешь — не бери. Мы что, насильно ему впихивали эти $2 млрд.? То есть взял, а потом пеняет. Если не устраивают условия — торжественно вернул бы. Так нет — не возвращает.

И вообще, очередные разговоры про то, «сколько Россия за последние 1,5–2 года выкачала из экономики Белоруссии за счет незаконного (!) введения пошлин на нефть», удивляют. А где этот закон, который запрещает повышать пошлины на нефть? Или вот Лукашенко говорит о «незаконном» трехкратном повышении цены на газ. Теперь давайте посмотрим, насколько цена на газ выросла в России. Может, чуть меньше, но тоже росла, и значительными темпами. Разве Лукашенко не в курсе, что в последние годы цена на энергоресурсы в мире росла? Сейчас будет падать, и, может быть, он будет уже поменьше платить.

Лукашенко подпевает любимую песню своих восточноевропейских соседей

Наконец, обращает на себя еще один пассаж из выступления белорусского лидера: «Ведя переговоры с Западом, Белоруссия никогда не ведет переговоры против России». Это что касается участия Минска в проекте ЕС под названием «Восточное партнерство». Надо сказать, что это любимая песня его соседей, которые уверяют: «Да, мы вступаем в НАТО, но оно не направлено против России!» Это все из той же серии. Причем Лукашенко делает оговорки «по Фрейду»: «Ведя переговоры с Западом, мы не ведем переговоры против России. Это нам невыгодно». То есть получается, что, если бы это было выгодно, он бы вел переговоры против России.

Я считаю, что кредо российской политики в отношении Белоруссии можно выразить одним словом – «ждать». Ждать, чтобы плод созрел. Лукашенко побегает, покричит на субботниках, но никуда не денется. Потому что раздавать деньги за красивые глазки (и даже на кабальных политических условиях) на Западе сейчас никто не расположен. Им не до того. Лукашенко не учитывает этот момент, когда подобными разговорами он пытается шантажировать Россию и российское руководство.