Америка тут не при чём?

На модерации Отложенный

Недавний военный конфликт в Южной Осетии молнией высветил противоречия во взглядах российских левых. Причёт речь здесь идёт даже не столько о различиях позиций различных партий и группировок (хоть и это тоже играет не последнюю роль), сколько о мешанине в головах отдельных авторов, исповедующих левые взгляды.

О великодержавных бреднях, где мечты об СССР (понимаемом не как оплот социализма и родина не имеющих отечества пролетариев – а как великая держава, державшая в страхе полмира) перемешиваются с воспоминаниями о Российской империи и требованиями вернуть «исконно русские» земли, мы здесь говорить не будем. На мой взгляд, гораздо важнее (и опаснее, само собой) другая ошибка.

Состоит она в том, что многие люди, именующие себя коммунистами и социалистами, видят корень зла не в капитализме как общественном строе – а в Соединённых Штатах Америки. Эта страна воспринимается не просто как первая из капиталистических держав (очень и очень многих, включая и Россию), а как некий глобальный Мордор, источник всякого зла. И здесь на первое место следует поставить, конечно, КПРФ, которая ещё с 1990-х годов предлагает себя как средство противодействия глобализму и «мондиализму», воплощённым прежде всего в образе США. В этом плане позиция КПРФ и других подобных организаций точнее всего выражена в словах Алексея Подберёзкина: «Мы спасём частную квартиру от грабителя, а торговую лавку – от рэкетира. Мы защитим коммерческий русский банк от иноземного «Чейз Манхеттен» или «Баварского банка»» («Духовное наследие», 1996, № 5, цитируется по «Управляемой демократии» Кагарлицкого). Иными словами, зло – не капитализм как таковой, а чужие, западные капиталисты. Прежде всего – американские.

В дни войны эта абсурдная установка обнаружила себя в полной мере. Если режим Михаила Саакашвили – проамериканский, то он должен быть уничтожен любой ценой (а уж сам грузинский президент выглядит не менее как слугой дьявола). Да, Путин – мерзавец, и Медведев не лучше – но, коль скоро они выступили против проклятой Америки, то их нужно поддержать. И просить им пока что все грехи.

Вряд ли стоит говорить, что подобная установка выгодна прежде всего кремлёвскому режиму и верхушке российской буржуазии. Пока эксплуатируемые классы нашей страны видят главного врага не в них, а в жителях далёкой Америки – они могут спать спокойно. Более того – именно их российские оппозиционеры зачастую считают союзниками против заокеанского врага. При таком раскладе власти и мечтать больше не о чем.

В этом плане очень показателен спор, состоявшийся у меня в Сети несколько дней назад с известным оппозиционным экономистом, выступившим в поддержку войны с Грузией. «Почему его [российского левого] должно заботить, хорошо ли правительство отстаивает национальные интересы - то есть интересы императора Палпутина, Дарта Медвейдера и всевозможных дерипасок-абрамовичей?» – спросил я. Ответ моего собеседника гласил: «Еще раз: угнетение со стороны Дерипски-Абрамовича значительно слабее, чем со стороны глобальных корпораций, и ему проще сопротивляться». К сожалению, он так и не удосужился уточнить, почему это угнетение «слабее» и почему сопротивляться ему «проще».

На самом деле, как ни странно, для рабочих проще сопротивляться именно международным корпорациям. Карин Клеман в интервью журналу «Левая политика» (речь шла о забастовке на «Форде») рассказывает вот что: «Я не назову фамилий, но мне было сказано в некоторых передачах, где я участвовала, и другие эксперты мне об этом говорили, что «Форд» можно обсудить.

«Форд» – это иностранный работодатель. Он не встроен в сеть неформальных взаимоотношений с властью.

Давайте обсуждать их, Карин, не трогая отечественные предприятия. Так мне было сказано. И факты показывают, что на «Форде», несмотря на визиты ОМОНа и прокуратуры, почти не было репрессий. В отличие от бедных «автовазовцев», от бастующих на многих других предприятиях в некоторых отдалённых регионах, которые сталкивались с совершенно другими трудностями» («Левая политика», 2008, № 3-4, с. 46). Так ведь оно и есть. Западный – в том числе американский – предприниматель – это просто буржуй (причём, что немаловажно, буржуй пуганый, приученный к рабочему сопротивлению, забастовкам и т.п.). Наш родимый капиталист – это барин, действующий по принципу «не моги ндраву моему перечить» и тесно связанный с властью (а что, у нас ещё остались капиталисты, с властью не связанные?). При этом нам предлагают поддержать отечественных буржуев – в противовес западным. И, что характерно, находятся дураки, готовые это сделать.

Давайте всё же не забывать о некоторых фактах. Ну, например, о том, что на украденные у нас деньги футбольные клубы и яхты покупает не Морган и не Рокфеллер, а наш родной Абрамович. Или о том, что в гибели зрителей «Норд-оста» и бесланских школьников виновен всё-таки не Буш-младший, а наш родной Путин. Так что нам до Америки? Наши враги – здесь, рядом. До них если рукой и не подать, то гранатой уж точно добросить.

Особо умилительно выглядят те российские «леваки», которые видят в отечественной буржуазии союзника против международного капитала. Так и тянет помахать пятернёй у них перед глазами: «Мужики, очнитесь!». С таки же успехом можно пытаться заключить союз с Герингом против Гитлера. Российский крупный капитал – это агент и младший партнёр капитала западного, ответственный за поставку ресурсов (до 1917 года такими ресурсами было зерно, сейчас – энергоносители, но это уже детали). Кто-то способен поверить, что Потанин или Дерипаска помогут нам против своих хозяев, подрывая собственное благосостояние? Если вы в это верите, то Дон Кихот рядом с вами выглядит жёстким прагматиком. Что же до капитала мелкого и среднего, то он по отношению к крупному выполняет ту же роль – фактически, он живёт с тех крох, которые падают со стола олигархов. Да, действительно, мелкая буржуазия в России издавна расшатывает капиталистическую стабильность, о чём я уже писал в статье «Желающие странного». Она может помочь нам. А может и не помочь. Это союзник непредсказуемый, а потому ненадёжный. Использовать его можно, рассчитывать на него – нельзя.

Полтора века назад Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали: «Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса, конституироваться как нация, он сам пока ещё национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия». Иными словами, в первую очередь нужно свернуть шею своей, национальной буржуазии и взять власть у себя в стране. А уж затем придёт черёд буржуазии мировой (по которой, заметим в скобках, и уничтожение «отечественного производителя» будет тяжёлым ударом). Разговоры же о том, что сейчас необходимо противостоять Америке или «международным корпорациям» – дешёвая демагогия, и более ничего.

Помните: главный враг вовсе не за океаном. Он – здесь, рядом. По крайней мере, в пределах дальности выстрела.