Нам придется больше вкалывать и меньше получать

На модерации Отложенный

Мировой финансово-экономический кризис добрался до российского рынка труда. На предприятиях начались сокращения, зарплаты пошли вниз, вылез прочий негатив. Свой сценарий дальнейшего развития событий, как стало известно “МК”, подготовили специалисты Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП). Он родился по итогам серии “круглых столов” на тему “Финансовый кризис: первые итоги для кадровой индустрии”.

Первые тревожные звоночки на российском рынке труда прозвенели еще в августе 2008 года, когда в компаниях начались сокращения, а заработки уцелевших были заморожены. Всю осень оба эти процесса шли по нарастающей. А в ноябре рекрутеры констатировали: их рынок накрыла первая фаза кризиса. Рост зарплат после непрерывного двухлетнего подъема замер полностью, а увольнения, или “сброс балласта”, стали массовыми, особенно поразив две категории — высокооплачиваемых сотрудников, не сумевших принести ожидаемой отдачи, и кадровые единицы, не имеющие прямого отношения к производству и получению прибыли (на профессиональном сленге — “офисный планктон”).

Впрочем, разные сферы пострадали в разной мере. В то время как рынок труда, скажем, по производству алкоголя, кризиса не ощутил, другие почувствовали его в полной мере. Первыми, по оценке АКПП, под удар попали: рынок финансовых услуг (в том числе страховщики, инвестиционные и лизинговые компании); розничная торговля; строительство, девелопмент, операции с недвижимостью; телекоммуникации и ай-ти. Особенно сокрушительным он стал для еще недавно росших как грибы прикладных (или B2B) услуг маркетинга, рекламы, обучения и тренинга, поиска персонала. Так, сокращение бюджета на рекламу, по некоторым оценкам, достигло 50% или даже 70%. Компании же, специализирующиеся на услугах вроде “Устроим праздник!”, оказались на грани полного разорения. Они потеряли практически всех клиентов, и даже Новый год мало что меняет в их печальной судьбе. Самая актуальная новогодняя программа сейчас не приглашение профессиональных ивентеров (по-старому массовиков-затейников), а “Скидывайтесь на Новый год, как в старые добрые времена!”, разъяснила “МК” гендиректор компании “Фрегат” Ольга Грушникова. А все потому, что главная сегодняшняя установка компаний — закончить год с минимальными издержками. И вовсе не оттого, что у них нет денег, а чтобы максимально сэкономить на будущее: какие испытания еще предстоят, не знает сейчас никто, подчеркнула она.

Реальный сектор пострадал меньше. Однако и там есть отрасли, где рынок труда тряхнуло сильнее — например, автомобильная отрасль и металлургия (по некоторым данным, объем производства там сократился на треть). Впрочем, их нынешние проблемы — только начало. Кризис будет развиваться и дальше, а значит, будут новые потери. Их масштаб предсказать сложно: в известной степени уровень безработицы зависит от продолжительности кризиса, а когда Россия достигнет его дна, не знает никто. По некоторым оценкам, это может случиться уже через пару-тройку месяцев, по другим — лишь летом 2009 года, а по мнению третьих — лишь к новому, 2010 году. Сомнений экспертов АКПП не вызывает другое: в феврале-марте 2009 года кризис на рынке труда вступает во вторую фазу. Ее итогом станут изменения системного характера — в стране начинается формирование новых принципов устройства рынка труда.
Переворот подготовили массовые увольнения первого этапа кризиса. По оценке рекрутеров, уже к лету 2009 года на рынке окажется так много соискателей, что количество претендентов на каждое вакантное место существенно возрастет. Конкуренция обострится, а с ней и возможность работодателя выбирать, а значит, диктовать свои условия. Какие — нетрудно догадаться: работать больше, а получать меньше. Таким образом, на смену привычному рынку кандидатов приходит рынок работодателей. Другими словами, выбирать теперь будет не работник работодателя, а работодатель работника.

В итоге к лету 2009 года уровень зарплат снизится, а количество служебных обязанностей сотрудников увеличится. Там, где работали двое, под страхом увольнения придется справляться одному — за ту же или в лучшем случае слегка повышенную зарплату. Выбирать особо не придется: дефицит кадров уменьшится, уступив место дефициту вакансий. А значит, соискатели не смогут рассматривать по два-три предложения одновременно, а будут брать “что дают”.

Что же касается зарплат, то вместе с перегревом рынка рассосется и чрезмерная оплата труда: квалификация сотрудников будет соответствовать уровню их доходов (разумеется, в понимании работодателя). Причем чтобы оставаться конкурентоспособными, работникам придется не только постоянно повышать свой уровень профессионализма, но и демонстрировать лояльность работодателю: его запросы возрастут и здесь.

В течение года эти изменения будут постоянно нарастать, и к концу 2009 года переход от рынка кандидата к рынку работодателя утвердится окончательно. Правда, по мнению аналитиков АКПП, процесс не будет гладким: кандидаты, привыкшие в последние годы диктовать свои условия, будут некоторое время “сопротивляться” малоприятным для них изменениям. Однако позволить себе это смогут не все. Наиболее уязвимые группы фактически обречены принимать любые условия работодателей. И в первую очередь студенты и малоопытные сотрудники, поскольку за те же деньги работодатели предпочтут приглашать квалифицированных специалистов с навыками и опытом работы, предупреждают рекрутеры.

А вот высококвалифицированные кадры в новых условиях могут даже выиграть, не исключают они. Потеряют работу лишь немногие: процент свободных “жемчужин” на рынке труда, по некоторым расчетам, возрастет по сравнению с докризисным периодом не более чем на 10%, причем далеко не во всех отраслях. Так что ощущение, что на рынке появилось много звезд высокой квалификации, согласных на меньшую зарплату, чем раньше, будет ложным. Более того. В компаниях, сохранивших работоспособность, кризис усилит необходимость мер по удержанию звезд. А это превратит их в еще более ценную добычу для хедхантеров, которые развернут настоящую охоту на работающих звезд.

Третья стадия кризиса обрушится на рынок труда после лета 2009 года (некоторые эксперты не исключают, что именно тогда Россия достигнет дна). Она принесет сужение рыночного поля и новый виток безработицы, исходящей сразу из нескольких источников. Первый обеспечит резкое усиление госкорпораций, которое произойдет в основном за счет разорения предприятий малого и среднего бизнеса. Вторую группу безработных обеспечат крупные и сильные игроки, которые будут активно скупать новые активы, а купив — проводить “оптимизацию бизнес-процессов и оргструктур”, то есть сокращать кадры. Кроме того, отсутствие в стране длинных денег (страховых и пенсионных) приведет к развитию спекулятивных (коротких) бизнесов, ориентированных на получение максимальной прибыли здесь и сейчас, а не на планирование на перспективу. А это значит, что ожидать запуска проектов, способных создать большое количество новых рабочих мест, не приходится.

Часть высвободившихся кадров пополнит ряды безработных. Другая перейдет в госкорпорации, а третьей придется переучиваться и менять профессию (труднее всего, понятно, придется людям среднего и старшего возраста). Все это вместе увеличит социальную нагрузку на государство. Меньшее количество работающих должны будут обслуживать большее количество пенсионеров, что может привести к увеличению налогового бремени на компании и сотрудников. Размеры пенсий и социальных выплат могут быть заморожены, что приведет к ограничению покупательского спроса и замедлению выхода из кризиса.

Впрочем, подчеркивают авторы исследования, кризис принес не только очевидные минусы, но и плюсы — и прежде всего дал компаниям возможность улучшить внутренние механизмы работы. “Оптимизируются организационные структуры, пересматриваются бюджеты, выстраиваются новые стратегии развития, рождаются новые продукты. Компании ставят перед собой новые задачи, открывают новые возможности. Для решения этих задач нужны талантливые профессионалы. И не стоит откладывать их набор в долгий послекризисный ящик. Кризис закончится, но время может быть упущено”. Тем более что цены на услуги кадровых агентств в период кризиса могут корректироваться, но корректировки не будут значительными, дают понять рекрутеры.

Смогут ли российские компании обернуть кризис на пользу бизнесу и отечественной экономике в целом, в значительной мере зависит от позиции государства. А оно пока ее не обозначило. “МК” будет внимательно следить за развитием событий.