Чем экономика Канады отличается от американской?

На модерации Отложенный

Канада — одна из самых богатых стран мира (душевой ВВП — около 40 тыс. долларов) и одна из самых торговых. В Канаде, в отличие от США, так называемая социальная рыночная экономика; правда, менее социальная и более рыночная, чем в Европе.

Главный торговый партнер Канады — США. На Штаты в 2007 году приходилось 76% канадского экспорта и 65% импорта. Канада — одна из немногих высокоразвитых стран, экспортирующих энергоносители, в основном, естественно, в США.

Канада — федерация, объединение 10 провинций и трех территорий. Провинции обладают значительной — в том числе фискальной — самостоятельностью. Существует практика «выравнивающих» федеральных трансфертов.

Текущие и прогнозируемые экономические показатели, по данным The Economist Intelligence Unit

 2008 20092010201120122013
Рост/падение ВВП, %0,6-1,60,92,32,52,6
Инфляция, %2,41,02,02,02,02,0
Дефицит/профицит бюджета, % ВВП 0,3-2,4-3,6-2,6-2,3-2,1
Сальдо платежного баланса, % ВВП 0,7-1,9-0,61,21,71,3
Курс канадского доллара к американскому 1,071,201,121,061,031,0

 Удивительное рядом

Казалось бы, экспортоориентированная экономика, в значительной степени завязанная на единственного потребителя, должна очень сильно страдать от глобального кризиса. Но это не совсем так. Да, экономический рост в стране прекратился, а в январе 2009 года начался спад (0,7%), но рецессия в Канаде наступила позже, чем во всех остальных развитых странах, а прогнозируемый спад довольно мелок (1,6% по сравнению с 2,4% в США или с 2,8% в Великобритании). Да, безработица в феврале составила 7,7% и к концу года может достичь 10%, но в некоторых провинциях (например, в Манитобе и Саскачеване) ситуация на рынке труда стабильна, а стране в целом по-прежнему не хватает сотен тысяч рабочих рук. Но самое главное — и самое нетипичное — это банки Канады, прибыльные и благополучные. В октябре 2008 года эксперты Всемирного экономического форума признали канадскую банковскую систему самой здоровой в мире.

Недавно премьер-министр Канады консерватор Стивен Харпер попробовал объяснить американскому телеканалу Fox News, в чем причина устойчивости канадской экономики и почему Канада — единственная развитая страна, где государству не пришлось спасать банки.

По мнению Харпера, дело в сочетании местных традиций (канадские банки, как и канадцы, не склонны к риску) и жесткого надзора за деятельностью кредитных учреждений. Премьер подчеркнул, что не следует отождествлять жесткое законодательное регулирование банковской системы с мелочными бюрократическими придирками или с попытками государства управлять банками. Харпер сказал, что в прошлом канадцев часто критиковали за чересчур суровые требования к банкам, но сейчас многие из этих критиков вынуждены национализировать свои банковские системы, а Канада осталась единственной страной, где финансовая система основана на принципах свободного рынка.

Дефицит — явление чрезвычайное

Другая структурная особенность канадской системы, которая обусловила ее устойчивость к кризису, — это жесткая бюджетная политика. У Канады чрезвычайно низкий чистый государственный долг: около 20% ВВП (в среднем в странах «семерки» — чуть больше 50%). Уже почти 20 лет страна живет в условиях бездефицитного бюджета.

Практику эту завело либеральное (в европейской номенклатуре — левоцентристское) правительство. 30 лет отращивания государственного долга не прошли для канадцев даром; после рецессии 1990—1991 годов люди ужаснулись и решили: никогда больше! Правительство рьяно взялось за сокращение государственного долга и государственных расходов, и это стало одной из причин впечатляющего экономического роста. Тут уж все выучили, что дефицит — это зло. Показательно, что осенью прошлого года в ходе избирательной кампании все партии клялись, что бюджет останется профицитным. Однако, получив поддержку избирателей, консерваторы нарушили это обещание. Впервые за многие годы дефицит федерального бюджета Канады составит 2,4% ВВП.

Премьер-министр Харпер клянется, что это временное явление, вызванное «глобальной экономической нестабильностью», и, как только экономика восстановится, с дефицитом будет покончено. Но не только эти уверения позволили ему протащить бюджет через парламент, где его Консервативная партия не имеет большинства.

Налоги и стимулы

Когда консерваторы победили на выборах в 2006 году и сформировали правительство меньшинства, сменив либералов (тоже, между прочим, правительство меньшинства), они начали резко снижать налоги. Например, ставка налога на прибыль корпораций в Канаде на 10 процентных пунктов меньше, чем в Америке. Премьер-министр заявил, что к 2012 году совокупная ставка налога на прибыль (федерального + провинциального) не должна превышать 25%. Одна из стратегических целей правительства — добиться, чтобы из всех развитых стран в Канаде были самые низкие налоги на бизнес. Глобальная и локальная рецессия не повлияла на решимость Харпера и его команды. В октябре 2007 года были приняты решения о снижении налогов «весом» 65 млрд канадских долларов (в расчете на пять лет).

Оппозиция резко критиковала экономический курс правительства, в частности, за то, что оно отказалось от либеральной традиции иметь на всякий случай бюджетную заначку в размере как минимум 3 млрд канадских долларов, но больше всего, конечно, за недостаточно активную борьбу с кризисом. Взаимное ожесточение нарастало и дошло до такой степени, что в сентябре 2008 года Харпер смог убедить генерал-губернатора Канады Микаэль Жан в том, что либералы в прямом смысле слова не дают ему работать. Генерал-губернатор распустила парламент и назначила досрочные выборы, на которых консерваторы снова победили — и снова не получили большинства.

Из ситуации, когда бюджет можно было принять, только договорившись с либералами (остальные две партии, представленные в парламенте, — Квебекский блок и «Новые демократы» — совершенно недоговороспособны), правительство вышло, предложив план активного стимулирования экономики почти на 30 млрд канадских долларов и одновременно покаявшись за дефицит. Либералы, хоть и считали, что, если бы консерваторы не снижали налоги так агрессивно, дефицита можно было бы избежать, политически не могли позволить себе не поддержать борьбу с кризисом.

Справка

Стимулирование экономики по-канадски

План антикризисных действий на 2009 год выделяет на стимулирование до 30 млрд канадских долларов (1,9% ВВП).

До 12 млрд предназначены на развитие инфраструктуры (эти деньги будут выделены провинциям и территориям — на мосты, дороги, широкополосный интернет и т.п.).

На стимулирование строительства, повышение качества жилья и обеспечение более эффективного использования энергии может уйти до 7,8 млрд. Значительную часть этой суммы составят налоговые кредиты гражданам и муниципалитетам.

Еще в 20 млрд правительство оценило снижение подоходного налога в расчете на два года.

На помощь отраслям предназначено до 7,5 млрд. Имеются в виду в первую очередь автопроизводители, лесная промышленность и альтернативные источники энергии.

На помощь наиболее пострадавшим от кризиса гражданам и их переобучение может быть потрачено до 8,3 млрд.

Если сложить все эти суммы, то получается больше 30 млрд. Канадский Минфин объясняет почему. Во-первых, речь идет о прогнозных тратах; во-вторых, в оценке учтена небюджетная составляющая.

Опасный сосед

Вероятно, правительство не смогло бы обойтись без стимулирования, даже если бы не нуждалось в поддержке либералов в федеральном парламенте. Харпер и его команда находились под давлением провинций, которые выстроились в очередь за федеральными деньгами. С учетом того, что, например, премьер-министр Квебека Жан Шаре (либерал) требовал от Оттавы 27 млрд, итоговую цифру «стимула» в 30 млрд следует считать большим достижением министра финансов Джима Флаэрти.

Не все канадские провинции идут с протянутой рукой к федеральному правительству. Например, Альберта будет гасить свой миллиардный дефицит — первый за последние 14 лет — из собственного резервного фонда, в котором накоплено больше 15 млрд. А вот Онтарио от роста внутреннего долга не спасет даже повышение налогов.

С учетом близости к США, где засели главные энтузиасты стимулирования экономики, до сих пор канадцам удавалось проводить довольно сдержанную экономическую политику. В этом большую роль сыграла позиция министра финансов Флаэрти, принципиального противника экономических стимулов в духе Обамы. Сейчас, правда, он ведет себя дипломатично: рапортует, что рекомендации МВФ по выделению на антикризисные меры 2% ВВП Канада выполнила, а что сверх того, то от лукавого.

Харпер, выступая в середине марта перед спонсорами партии, объяснял глобальную рецессию отказом людей от консервативных ценностей: «Главной причиной спада стало то, что многие люди с Уолл-стрит, а также многие потребители и покупатели жилья поверили в то, что можно жить не по средствам и это сойдет с рук». Канадцы долго учились жить по средствам, и будет очень жаль, если они снова рухнут в долговую яму.