Ответ России по иранскому вопросу

На модерации Отложенный

После недельного молчания, последовавшего за переговорами с Ираном в Женеве 1 октября, российские официальные лица сделали во вторник ряд заявлений.

Во-первых, заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Бородавкин проинформировал ИТАР-ТАСС о том, что Россия намеревается продолжить свое военно-техническое сотрудничество с Ираном, хотя и строго в рамках международного права по данным вопросам. Заявление Бородавкина является ответом на требование США и Израиля прекратить поддержку Ирана.

Позже в тот же день, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев опроверг сообщение британской Sunday Times, заявившей о том, что Израиль предъявил Москве доказательства помощи российскими учеными Ирану в развитии программы ядерного оружия.

Россия находилась в напряжении после Женевских переговоров. Хотя шесть стран и Тегеран достигли предварительного соглашения, позволяющего инспектировать ядерные объекты Ирана, которые будут осмотрены под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Вашингтон и Тегеран все еще движутся к кризису. В центре этого кризиса – Россия.

Это Россия – та страна, которая помогает Ирану с его невоенной ядерной программой, и страна, которая могла бы подорвать эффективность американских санкций против Ирана. Москва также иногда оказывает более существенную военную помощь Ирану в виде современных стратегических систем ПВО, таких как С-300.

\"Если бы непосредственное участие России в этом кризисе было установлено, это лишило бы Москву возможности вести переговоры не только с Соединенными Штатами, но и с Западом в целом, включая Европу.\"

На прошлой неделе из-за потока информационных утечек усилилась напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Ираном. Была утечка от МАГАТЭ, согласно которой ядерная программа Ирана намного более развита, чем ранее предполагалось. Также была утечка из Соединенных Штатов, где правительство повторно исследовало предположительные оценки своей разведки по ядерной программе Ирана. Но что было действительно интересно, это утечка о предоставлении Израилем доказательств того, что Россия помогает Ирану с программой создания ядерного оружия (вместо ядерной энергии в мирных целях). Эта утечка, не только усилила ощущение нависшего кризиса между Соединенными Штатами и Ираном, но также и указала непосредственно на Россию.

Все же Россия хранила молчание в течение недели после Женевских переговоров, и три дня после того, как Sunday Times сообщила об обвинениях против нее.

Но теперь молчание нарушено.

Русские взяли паузу, решая, как ответить по всем фронтам. Как и ожидалось, Москва отвергает обвинения в помощи Ирану по развитию оружейной программы. Для России, чтобы достигнуть своей цели, важно выглядеть поддерживающей Иран, но не провоцирующей раздор между Вашингтоном и Тегераном. Если бы непосредственное участие России в этом кризисе было установлено, это лишило бы Москву возможности вести переговоры не только с Соединенными Штатами, но и с Западом в целом, включая Европу.

В то время как Россиия дистанцируется от израильского обвинения, заявление Бородавкина крайне важно. Россия оставляет за собой право продолжать военное сотрудничество с Ираном, несмотря на требования США и Израиля о его прекращении. Россия ставит США перед дилеммой.

Москва видит три возможных варианта исхода кризиса.

Первый. США могут заключить сделку с русскими: Вашингтон уступил бы в вопросах сферы влияния Москвы в обмен на сдачу Россией Ирана. Но США должны были бы сдать намного больше, чем европейскую систему ПРО. Россия хочет контролировать прежнюю советскую сферу влияния и в Европе.

Вторым возможным исходом было бы отступление США по вопросу Ирана, которое Россия рассматривала бы как публичную демонстрацию слабости Вашингтона.

Третья возможность заключается в том, что США применят силу против Ирана, тем самым ввязавшись в третью войну на востоке. Русские полагают, что пока Вашингтон сосредоточен на Иране, он не сможет сфокусироваться на новых войнах.

Москва играет в сложную и опасную игру с Ираном и США. За прошедшие годы Россия ясно дала понять США, что хотела бы, чтобы Вашингтон прекратил вмешательство в дела непосредственно граничащей с Россией периферии, и признал бы Россию преобладающей силой в евразийском регионе. США при предыдущей и нынешней администрации проигнорировали её требования. Россия недавно, например, во время грузинского конфликта в августе 2008 года, - доказала, что игнорировать её нельзя. В своём противостоянии США Москва не видит нежелательных для себя сценариев, кроме одного – краткая, воздушная и военно-морская кампания, которая отбросит Иран на много лет назад в развитии, с одновременным американским отступлением из Ирака и Афганистана, оставила бы Россию без иранского козыря противостоять рассерженным США, у которых будут развязаны руки.