Проверки не помогли найти виновных в смерти Магнитского

На модерации Отложенный

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) закончила проверку обстоятельств смерти в СИЗО \"Матросская тишина\" юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Многие сотрудники СИЗО по ее итогам привлечены к дисциплинарной ответственности, однако в рамках уголовного дела обвинение пока никому не предъявлено. Кроме того, по факту смерти бывшего гендиректора завода \"Серп и молот\" Алексея Максимова к дисциплинарной ответственности привлечены 13 сотрудников ФСИН.

Многие сотрудники СИЗО, где умер юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский, привлечены к дисциплинарной ответственности, сообщил сегодня представитель ФСИН Виктор Дежуров. Правда, в рамках возбужденного по факту смерти уголовного дела обвинение пока никому не предъявлено, ведется расследование, заметил он.

Вне подозрений

Напомним, 37-летний юрист умер в \"Матросской тишине\" 16 ноября 2009 года. По данным судебной экспертизы, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Адвокаты Магнитского и правозащитники утверждают, что Магнитскому не оказали медицинскую помощь. Ранее Общественная наблюдательная комиссия по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Москвы обнародовала отчет \"О проверке содержания Сергея Магнитского в СИЗО Москвы\", в котором отмечала, что юрист \"был преднамеренно подвергнут физическому и психологическому давлению с целью принудить его к даче ложных показаний\". С этой целью юристу было отказано в медицинской помощи, утверждают правозащитники.

В отличие от следствия, у правозащитников есть подозреваемые: к созданию условий, приведших к смерти Магнитского, причастны старший следователь Следственного комитета при МВД РФ майор Сильченко, судья Тверского суда Москвы Сташина и сотрудники прокуратуры. Кроме того, по мнению правозащитников, ответственность за смерть юриста несут руководство и медицинский персонал Бутырки.

Ситуация со смертью Магнитского неоднозначна. Даже если конкретные виновные в смерти Магнитского и будут найдены, их имена нам названы не будут, говорит RB.ru Павел Салин из Центра политической конъюнктуры России.

\"Это система, а система своих не выдает, она наказывает виновных по своим законам\", - отмечает эксперт. По его мнению, если ФСИН \"выдаст виновных толпе\", это подорвет доверие сотрудников к системе и может вызвать волну негатива, вплоть до роста числа самоубийств среди сотрудников. Эксперт сравнивает это с нынешней ситуацией вокруг МВД.

Самоубийство Максимова

К дисциплинарной ответственности привлечены 13 сотрудников УФСИН по Москве и по факту смерти в СИЗО бывшего генерального директора завода \"Серп и молот\" Алексея Максимова, который обвинялся в том, что заказал убийство прокурора Саратовской области, и был этапирован в Москву для повторной судебно-медицинской экспертизы.

В ночь на 14 января Максимов был обнаружен повешенным в камере Бутырского СИЗО. По данным следствия, инцидент произошел из-за \"неоказания психиатрической помощи и ненадлежащего обеспечения режима содержания\".

После инцидента Генпрокуратура России провела проверку следственного изолятора №2, в ходе которой выявила ряд нарушений. Как говорится в заявлении ведомства, при поступлении в Бутырку Максимова не осмотрел врач-психиатр, его поместили в общую камеру, хотя в его деле имелись материалы, предписывавшие поместить его в психиатрическую больницу при СИЗО. За время нахождения в СИЗО его ни разу не осмотрел ни психиатр, ни какой-либо другой врач, кроме того, в камере находилась запрещенная к хранению веревка, на которой Максимов и повесился. Директору ФСИН Александру Реймеру Генпрокуратура вынесла представление: устранить нарушения в Бутырках.

В итоге, по словам Дежурова, трое сотрудников освобождены от занимаемой должности, шесть предупреждены о неполном служебном соответствии, четверым объявлен строгий выговор. Среди тех, кто понес дисциплинарное наказание, - руководители среднего звена, передает ИТАР-ТАСС.

В ситуации со смертью Максимова в отличие от смерти Магнитского все выглядит однозначным, считает Павел Салин. По его словам, крайне странно, что в камере, где содержался человек, обвиняемый в таком серьезном преступлении, вдруг нашлась веревка. Вдаваться в дальнейшие рассуждения эксперт не стал.