Марина Литвинович о том, как ее не пустили на РИФ+КИБ

C 21 по 23 апреля 2010 года в Подмосковье пройдет конференция «РИФ+КИБ 2010». РИФ расшифровывается как «Российский интернет-форум», КИБ – конференция «Интернет и бизнес». Раньше эти два мероприятия проходили раздельно, а потом они были объединены. Первый раз на РИФе я была, если мне не изменяет память, в 1998 году, на второй год его существования. Тогда туда приезжали «отцы» и «матери-основатели» российского интернета, а неформальная программа форума была значительно более интересной и захватывающей, нежели официальная. Нас было мало и мы были первопроходцами в самых разных областях рунета.

10 лет назад, уже на РИФе-2000 я вела секцию про политические технологии в интернете: тогда я работала в ФЭПе, шла избирательная кампания, мы делали много политических сайтов, осваивали новые ходы в интернете в приложении к российской политике. Мне было о чем рассказать. Секция вызвала большой интерес, поскольку наша команда в ФЭПе тогда была, безусловно, первопроходцем в том, как такое «новое чудо», как интернет, можно использовать в политических и PR-технологиях.

Потом у меня был перерыв с посещением РИФа, было слишком много дел, рождение двоих детей и другие интересы. В прошлом году я снова приехала на РИФ, чтобы приглядеться, какой путь прошел российский интернет за это время, какие появились новые идеи, люди, технологии.

В этом году я решила снова поехать на РИФ, но не просто как участник. Я заявила проведение секции (правила предполагают, что участники сами могут заявить свою тему и предложить свою секцию или круглый стол). Моя тема описывала сферу моего интереса в последние 2 года: меня интересуют социальные сети как новый общественный инструмент.

Мы все свидетели: социальные сети, блогосфера в последнее время буквально взрывают общественное и медийное пространство. Ни политики, ни бизнес-компании не могут игнорировать то, что там происходит. Назову только некоторые события последних 2 лет.

– Освобождение юриста «Юкоса» Светланы Бахминой было предпринято во многом под общественным давлением, было собрано 100 тысяч подписей в интернете.

– Благодаря чему нашлись свидетели ДТП на Ленинском проспекте с участием автомобиля из «Лукойла»? Благодаря блогам! Уголовное дело по факту ДТП тоже было заведено только под давлением возмутившихся пользователей социальных сетей. Кампания «Я не заправляюсь на «Лукойле» идет в блогосфере до сих пор.

– Благодаря волне недовольства блоггеров и журналистов на повестку дня поставлен вопрос о беспределе машин с мигалками и кардинальном сокращении их числа. Об этом говорят уже и Лужков и Миронов, соревнуясь в том, кто предложит оставить меньшее число мигалок, чтобы понравиться публике. Откуда пошла эта тема и почему о ней заговорили представители власти? Она пошла из блогов, и давление стало столь заметным, что игнорировать его уже нельзя.

– Где можно сдвинуть с мертвой точки зависшее уголовное дело? В блогах. Кто поможет приструнить следователей? Блоггеры. Примеров – масса.

– Почему руководитель «Шереметьево» завел свой блог в ЖЖ и стал оправдываться за чудовищные проблемы в его хозяйстве? Потому что блогосфера поддержала юзера Навального и устроила «Шереметьево» такой негативный PR, который ему давно не снился. Именно блоггеры поддерживают и другие антикоррупционные инициативы блоггера Навального, и наверху хватаются за голову от этой активности.

– Почему Медведев заявил о срочном реформировании милиции? Во много потому, что волна возмущения блоггеров после «евсюковского расстрела» достигла максимума, а «хорошим тоном» каждого блоггера стала ежедневная публикация всех известные случаев противоправных действий милиционеров.

– С чего началось наведение порядка в тендерах по госторгам? Кто начал вскрывать коррупционные схемы и откаты? Блоггеры. Это и есть настоящий общественный контроль за деятельностью власти. В ситуации отсутствия выборов оказалось, что именно блогосфера предоставляет другой, новый и очень эффективный инструмент для контроля за властью.

У нас даже президент стал блоггером, а за ним подтянулись и многие чиновники – куда уж выше?



А «Твиттер»? Эта маленькая безделушка из 140 символов уже проявила себя во время революций и народных бунтов. А новости теперь быстрее всего появляются именно там, обойдя все другие имеющиеся носители и площадки.

Я уже не говорю о том, сколько свидетельств очевидцев, их фотографий, видео можно найти в блогосфере. Первые фотографии из взорвавшегося метро появились именно в «Твиттере» и ЖЖ. Телевизионщики находили очевидцев и пострадавших именно через блоги.

А майор Дымовский? Человек, породивший новый (а, главное, часто эффективный) жанр обращения к президенту Медведеву, привлекающий внимание журналистов. Журналисты вообще стали лениться и буквально загребают всю информацию и информационные поводы из блогов, «Твиттера, Youtubе и т.д.

Все это свидетельствует о том, что социальные сети, блогосфера стали не просто неотъемлемой частью политической и медийной жизни. Социальные сети – это тот инструмент, с помощью которого простые граждане могут оказывать влияние на политиков, их слова, действия, могут контролировать чиновников, следственные органы, крупные и не очень компании.

Правда, очень интересная тема? Правда, есть что обсудить? Причем именно социально-технологический аспект: как распространяется информация в социальных сетях? Как информация из социальных сетей попадает в традиционные СМИ? Как общественные кампании в блогах приводят к реальным изменениям? Все эти вопросы я и хотела обсуждать на заявленной мной на РИФ секции.

Я нашла и позвала интересных докладчиков – людей, которые имеют собственный опыт влияния на реальную жизнь через блогосферу. На моей секции, помимо меня, должны были выступить:

ЖЖ-юзер lidachemodanova – бесстрашная мама-блоггер, организатор общественной кампании «Люди с колясками». Цель кампании: призвать автовладельцев парковаться, не мешая пешеходам.

ЖЖ-юзер abvgd (Александр Малютин) – блогер, создавший с помощью своего блога zakupki_news механизм вскрытия фальшивых и коррупционных государственных торгов.

ЖЖ-юзер red_douglas (Кузнецов Дмитрий) – один из активистов «Гринпис», благодаря усилиям которого нефтяная труба была отведена от Байкала.

ЖЖ-юзер denis_bilunov (Билунов Денис) – блоггер, который неустанно занимается интересным экспериментом по конструированию новой социальной сети из людей, подписавшихся под обращением за отставку В.Путина. Эта попытка – первая в истории, а потом, интересно, как это происходит.

ЖЖ-юзер leonwolf (Леонид Волков) – блоггер и депутат, собравший 10 апреля этого года на митинге в защиту площади Труда в Екатеринбурге 3,5 тысяч человек с помощью своего ЖЖ.

Утром 15 апреля мне пришло сообщение, что моя секция снята из программы РИФа. От лица оргкомитета РИФа мне написали, что «оценка секций производилась по сумме критериев: наполненность, количество голосов, количество докладчиков и наличие тезисов, проработанность темы, непересекаемость темы с другими секциями».

На самом деле, ситуация такова. Голосов за секцию было подано достаточно – 42 (в программе РИФа остались сессии, где проголосовало меньше), докладчиков было 6 (а в некоторых оставшихся сессиях нет ни одного), темы проработаны.

Что касается «пересечения тем» с другими секциями, то моя секция немного пересекается лишь с одной – «Гражданские и политические кампании в интернете», но, к сожалению, в этой секции среди докладчиков нет ни одного реального организатора ни одной кампании в социальных сетях. И, кстати, голосов у этой секции – вдвое меньше, чем в моей. Возможно, секрет в том, что секция организована представителями провластного интернет-ресурса. Но это – предположение.

Я считаю, что решение, которое принял оргкомитет РИФ-КИБ – нечестное и несправедливое. Оно очень напоминает самоцензуру . И немудрено: конференция обласкана вниманием чиновников и министров. А я – не чиновник, а обычный гражданин и блоггер. Поэтому слышим так знакомое: «Постойте в сторонке, гражданка!».

Источник: http://slon.ru/articles/357724/

1
1834
0