Польша. Похоронная избирательная кампания

На модерации Отложенный

По мере приближения к концу объявленного в Польше траура, и в ожидании официального назначения даты президентских выборов в стране, польская политическая элита постепенно забывает о трагедии ради решения практической проблемы: кто станет следующим главой государства. Ситуация предельно туманна – ведь два кандидата погибли в авиакатастрофе под Смоленском и в живых, из наиболее вероятных претендентов, остается только нынешний и.о. президента Бронислав Коморовский, представляющий правящую партию. Ему-то и предстоит 21 апреля назвать дату новых выборов.

Показательно, что большинство политических наблюдателей в Польше ожидали, что дата выборов будет назначена еще на текущей неделе, поскольку у Коморовского, в соответствии со 131 статьей польской Конституции, есть на принятие этого решения всего две недели. Однако затягивать процесс – в интересах и самого маршала Сейма, к которому сейчас временно перешли все полномочия президента, за исключением права роспуска парламента, и его партии «Гражданская платформа», к которой принадлежит также премьер-министр Дональд Туск.

Чем больший срок пройдет с момента гибели Леха Качиньского и большинства представителей «правой» части политического спектра Польши, тем ниже будет уровень сочувствия к этим политикам со стороны избирателей. И тем, соответственно, будет ниже уровень возможной поддержки кандидата в президенты от правой партии «Право и Справедливость» (ПиС). Кто бы это ни был, включая и лидера этой партии, брата-близнеца погибшего президента Ярослава Качиньского.

В результате, выигрывая один день за другим Коморовский и его однопартийцы, отчасти, весьма вероятно, несознательно – просто из соображений корректности, затягивают дату назначения выборов. Вначале они перенесли дату похорон президентской четы на 18 апреля, «чтобы все успели попрощаться». Затем – продлили до 18-го апреля и траур. Ну а после этого никого уже не удивило сообщение Коморовского о том, что дату выборов президента он назовет 21 апреля. А это, по мнению большинства польских политических аналитиков, уже сегодня означает, что голосование пройдет двадцатого, а не тринадцатого июня, как предполагалось изначально. Иначе говоря, у «Гражданской платформы», которая оказалась единственной из ведущих политических партий страны сохранившей живым своего кандидата Бронислава Коморовского, будет лишняя неделя.

Конечно, на первый взгляд кажется, что оппозиционным партиям, как правого, так и левого толка это дает время подготовиться и определить новых кандидатов, взамен погибших. Ведь не только ПиС лишился своего естественного кандидата Леха Качиньского, но и «левые» потеряли самого популярного своего кандидата в президенты Ежи Шмайдзиньского, который летел в одном самолете с президентом. Недаром представители «Гражданской платформы» утверждают, что обнародование даты выборов было перенесено именно по требованию оппозиционных партий.

В действительности же в этих утверждениях есть определенная доля лукавства. Максимально позднее проведение выборов на руку разве что «левым».

Они же, вероятно, и настаивали на более позднем обнародовании даты голосования. Дело в том, что им действительно предстоит выбрать компромиссного для нескольких партий единого кандидата и «раскрутить» его. И шансы их на победу и даже выход во второй тур, после гибели Шмайдзиньского, минимальны.

А вот у правых совсем иная ситуация. Во-первых, и до гибели Леха Качиньского они уже рассматривали несколько альтернативных, неожиданных для оппонентов, вариантов, зная по соцопросам, что действующий президент проигрывает во втором туре любому из возможных оппонентов. Во-вторых, чем раньше пройдут выборы, тем больше шансов у ПиС сыграть, как это ни цинично звучит, на жалости избирателей. Особенно если кандидатом от партии, ради служения великому делу и скрепя сердце, станет брат покойного – Ярослав Качиньский.

Наконец, правые также заинтересованы в скорейшем проведении выборов, чтобы избежать ловушки, в которую случайно угодили по собственной глупости. Речь идет о месте захоронения Леха Качиньского, которого «по согласованию с родственниками», то есть все с тем же братом-близнецом Ярославом, похоронят в Кракове в Вавельском замке, месте упокоения польских королей, писателей и героев вроде Костюшко или Пилсудского.

Это решение вначале вызвало недоумение и раздражение у варшавян – ведь покойный был мэром польской столицы, его родители участвовали в Варшавском восстании, и сам он гордился тем, что является коренным варшавянином. Затем раздражение продемонстрировали краковяне, которые на митинге потребовали найти другое место для места последнего упокоения Леха Качиньского. Наконец, к скандалу подключилась польская интеллигенция, многие представители которой поддержали открытое письмо кинорежиссера Анджея Вайды, сославшегося на то, что покойный был «скромным человеком» и не давал никаких указаний относительно того, чтобы после смерти хоронить его обязательно рядом с польскими королями.

Так что сразу после того как похороны завершатся, а изменить уже ничего не получится, жители двух крупнейших городов Польши начнут активно обсуждать, почему ПиС захотела захоронить своего президента именно в Вавеле. Возможно, злые языки даже предположат, что Ярослав Качиньский сделал это для того, чтобы впоследствии в своем завещании попросить «похоронить его рядом с братом». В общем, скандал начнется неописуемый, и он серьезно подпортит репутацию кандидату от ПиС. Так что партия заинтересована в как можно более скором проведении выборов для того, чтобы не дать этому скандалу раскрутиться в полную силу.

Таким образом, оттягивая дату проведения выборов по просьбам заведомых аутсайдеров, «Гражданская платформа», специально или по простому стечению обстоятельств, «топит» своих главных конкурентов. И единственный шанс победить для ПиС, судя по всему, состоит сегодня в том, чтобы сразу после похорон во весь голос начать цинично объяснять гражданам весь прагматизм своих политических оппонентов. Вот только поверят ли «правым» поляки.