Модернизация в России. Ребрендингом не обойтись

На модерации Отложенный

На прошлой неделе на очередном заседании комиссии по модернизации президент Дмитрий Медведев обратился к важнейшему вопросу — развитию системы технического регулирования и стандартизации продукции в России. Подчеркнув, что «мы не должны оставаться в стороне от тех принципов, которыми руководствуются другие государства», и в очередной раз указав на пример европейских стран, он призвал к совершенствованию системы техрегулирования и закончил заседание согласием на переименование Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии из Ростехрегулирования в Росстандарт, назвав эту меру полезным «ребрендингом».

Ребрендинг в России в последнее время становится национальным увлечением, и в основном им занимаются те, кто не нуждается в рекламе. В 2007 г. ОАО «РЖД» потратило $155 млн на создание нового корпоративного стиля, в 2009-м Сбербанк начал свой ребрендинг, на который в течение ближайших лет будет направлено до 20 млрд руб. Государство решило не отставать — только проблем, накопленных в области стандартизации, в России побольше, чем в отдельно взятых РДЖ или «Сбере».

Со времени своего создания агентство, ныне ставшее Росстандартом, выступало тормозом любых преобразований в данной сфере. Предполагалось, что с 2003 по 2008 г. в стране должны были быть утверждены около 400 технических регламентов. Более 200 из них были разработаны к лету прошлого года. По 175 были завершены, как того требует закон, публичные обсуждения. Но приняты за эти годы были только… 11. Продолжают действовать давно устаревшие требования, зато обязательной сертификации подлежит около 60% наименований производимой продукции (в ЕС — 4%). Более того, сертификация стала бизнесом Ростехрегулирования: при нем создано более 1200 аккредитованных сертифицирующих организаций, что соответствует 6-10 организациям на каждый суб­ъект Федерации (и означает полную монополизацию рынка, учитывая степень разнообразия сертифицируемой продукции). Войти на этот рынок непросто: только официальная стоимость процедуры получения аккредитации в 2005-2007 гг. выросла почти в четыре раза. Зато результаты деятельности впечатляют: сертификация отсекает 0,3% заявок — и при этом 30,6% получившей сертификаты продукции выбраковывается. Хотя в нормальной стране показатели должны бы быть прямо противоположными.

Итог очевиден: с 2006 по 2009 г. доля стандартов, соответствующих европейским требованиям, выросла в России с 38,5% до 40,5%. Такими темпами для достижения показателя в 75-80% потребуется не менее 70-80 лет.

Уверен: ребрендингом в данной сфере не обойтись. Пока Россия не только отстает в стандартизации и сертификации продукции, но и не желает перенимать чужой опыт. Мы не входим ни в Европейский комитет по стандартизации, ни в Европейский комитет по электротехнической стандартизации (в работе которого участвуют, кстати, Украина и Белоруссия). Мы разрушили систему ГОСТов (которая, к примеру, полностью сохранена в той же Белоруссии) и создали вместо нее правила, единственная задача которых — легко нарушаться при первом желании. И обходят их не нерадивые производители, а ответственная власть. Техрегламент о переходе на бензин стандарта «Евро-3» (состоявшийся в ЕС еще 1 января 1999 г.) был принят в октябре 2005-го, а сам переход намечен на 1 июля 2007 г. Потом его сдвинули на полгода, затем еще на год — на 1 января 2009-го. А 30 декабря 2008 г. появилось постановление правительства РФ № 1076 за подписью Владимира Путина, отложившее введение нового стандарта уже сразу на два года — до 1 января 2011-го. Тренд, похоже, говорит сам за себя. И стоит ли президенту критиковать Григория Элькина и Виктора Христенко?

Стандарты — один из важнейших движителей модернизации. Та же Европа показывает, как с их помощью поощряется конкуренция и искусственно ускоряется технологический прогресс. «Понуждение к инновациям», о котором мечтает президент, дол­жно основываться на опережающем ужесточении стандартов и норм и на реальном перенятии европейского опыта. И тут встает основной вопрос: а надо ли нам продол­жать изобретать велосипед? Не проще ли принять европейские правила и механизмы их установления? Или даже больше: укомплектовать персонал ребрендингуемого агентства отставными чиновниками Еврокомиссии и национальных структур по стандартизации с задачей гармонизировать систему техрегулирования в России и ЕС к 2018-2020 гг.? Тогда можно будет поверить, что наша модернизация — не очередной ребрендинг ориентированной на сырьевой экспорт экономики, а что-то большее.