Браудер занялся кампанией по европейскому "акту Магнитского"

На модерации Отложенный

Основатель инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер начал кампанию за принятие европейской версии «акта Магнитского», пишет The Wall Street Journal. В пятницу он общался с немецкими политиками, а в понедельник прибыл в Париж, где должен встретиться с французскими законодателями с целью убедить их последовать примеру США и ввести финансовые и визовые санкции в отношении российских чиновников, предположительно причастных к гибели юриста Сергея Магнитского в московском сизо в 2009 г.

В интервью AFP Браудер выразил уверенность, что уже в течение года европейские страны последуют примеру США и примут свой вариант «акта Магнитского». По его мнению, особенно важно распространить его действие на Францию и Великобританию, так как именно эти страны наиболее популярны у российских чиновников. И если американский закон имеет важнейшее прецедентное значение, то возможные запрет на въезд в ЕС и замораживание активов на его территории окажут непосредственный и гораздо более мощный эффект.

Визовый запрет, введенный любым членом шенгенской зоны, может лишить российских чиновников возможности посещать 25 стран Европы, писала в начале года Financial Times в редакционном материале с призывом принять европейский «акт Магнитского». Запрет на выдачу виз и заморозка активов на всей территории ЕС также могут быть реализованы сравнительно легко при наличии достаточной политической воли — решением совета министров ЕС, как это было сделано в отношении белорусских чиновников, указывала газета.

После того как российское государство сделало все возможное, чтобы скрыть участие чиновников в коррупционных схемах, обнаруженных Магнитским, а затем стало преследовать его самого, стало очевидно, что справедливости по этому делу можно искать только за пределами России, отмечает Браудер.

Магнитский умер в Москве в следственном изоляторе 16 ноября 2009 г. Его обвиняли в том, что он содействовал Hermitage в уклонении от уплаты налогов. По версии Hermitage, преследование юриста связано с тем, что он раскрыл схему кражи из бюджета более 5 млрд руб. налогов, уплаченных государству компаниями фонда, к которой были причастны сотрудники правоохранительных и налоговых органов.

Совет по правам человека при президенте, проверявший обстоятельства смерти Магнитского в 2011 г., пришел к выводу, что обвинения в адрес юриста были выдвинуты необоснованно, под стражей он содержался незаконно, а в последние часы жизни к нему применили спецсредства — наручники и резиновую дубинку. Член совета Валерий Борщев в интервью «Ведомостям» высказывал мнение, что причиной смерти Магнитского могло стать избиение дубинкой и били его несколько человек.

Расследование обстоятельств его смерти закончилось тем, что в декабре прошлого года суд оправдал единственного обвиняемого — бывшего заместителя начальника сизо «Бутырка» Дмитрия Кратова, не найдя в его действиях преступной халатности, повлекшей за собой смерть юриста.

Дело в отношении Магнитского прекратили в 2010 г. в связи с его смертью, но летом 2011 г. оно было возобновлено. Обвиняемым по делу об уклонении от налогов заочно является и Браудер. Сам он считает, что «противоестественное» посмертное преследование юриста только поможет скорейшему принятию «акта Магнитского» в Европе. «Все их попытки посмертно опорочить доброе имя Сергея ... только подливают масла в огонь. Я уверен, что уже через год санкции будут введены и в Европе», — заключил он.

Браудер основал Hermitage для инвестиций в России в 1996 г. Фонд был известен антикоррупционной активностью и деятельностью по защите прав миноритарных акционеров «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Сбербанка» и др. В конце 2005 г. Браудеру запретили въезд в Россию, несмотря на наличие действующей визы.

После гибели Магнитского Браудер развернул международную кампанию с целью привлечь к ответственности чиновников, предположительно причастных к его смерти или участвовавших в раскрытых им коррупционных схемах. В декабре президент США Барак Обама подписал закон, который отменяет поправку Джексона-Вэника, введенную еще в 1974 г. в защиту права советских евреев свободно эмигрировать из СССР, и одновременно вводит санкции в отношении российских чиновников, подозреваемых в причастности к нарушениям прав человека и предположительно причастных к смерти Магнитского.