В Финляндии за симпатии к России могут засудить

На модерации Отложенный

Члены духовного капитула финского города Эспо, недолго думая, «настучали» на своего «брата во Христе» местному прокурору. Оказывается, пастор лютеранской церкви Юху Молари демонстрирует «не подобающее для священнослужителя поведение», когда критикует деятельность русофобской организации Pro Karelia, а также высказывается против широкого показа в Финляндии антироссийского фильма «Soviet Storу».

Пикантность ситуации, впрочем, состоит даже не в том, что духовные лица лютеранской церкви, которая вроде бы уже давно отделена от государства, вдруг озаботились характером политических убеждений одного из своих коллег (речь ведь, в конце концов, идет не о какой-то тоталитарной секте). Гораздо более далеко идущие последствия имеет тот факт, что эту странную озабоченность, похоже, разделяет финское государство. По крайней мере, в лице прокурора города Миккели Ари Лииканена, который теперь требует письменного предупреждения для священника, известного своими пророссийскими настроениями и активной деятельностью по защите проживающих в Финляндии российских граждан.

В интервью Интерфаксу доцент Хельсинкского университета и по совместительству председатель Антифашистского комитета Финляндии Йохан Бекман пояснил: «неподобающее поведение» заключалось в том, что «Молари в своих выступлениях и блоге критиковал деятельность антироссийской организации Pro Karelia, требующей пересмотра послевоенных границ и возврата Финляндии территорий Карелии». Таким образом, можно сделать вывод о том, что критика вопроса о территориальных претензиях в России в современной Финляндии… является незаконной.

А что, интересно, наши «финские друзья» думают по поводу принципа нерушимости послевоенных границ, который был зафиксирован в 1975 году, и не где-нибудь, а именно в столице Финляндии? Или после распада СССР «концепция резко поменялась»?

Впрочем, если в Финляндии кто-то решил, что российские власти отреагируют на территориальные претензии в духе киношного самозванца Ивана Васильевича («Кемская волость? Да Бог с нею – забирайте!»), то нашему МИД, наверное, было бы нелишним напомнить ему известное высказывание Владимира Путина про осла и его «мертвые уши».

О русофобии и характере российско-финских отношений рассказывает координатор Международного движения по защите прав народов Павел Зарифуллин:

– На самом деле для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно объяснить, что представляет собой менталитет финнов.

В принципе, у них нет территориальных претензий к России. Я неоднократно бывал в этой стране. У финнов чуть ли не одними из национальных героев являются два наших Александра – Александр I и Александр II. Последнему в центре Хельсинки даже установлен памятник, в то время как в самой России, по-моему, уже не осталось ни одного. Да и главная улица Хельсинки – Алексантеринкату.

Но вернемся к менталитету. Евразийцы изучают социальную психологию народов как продолжение географии. Так вот, в основе финского архетипа лежит «хуторская» ментальность. Это – очень прагматичные, вдумчивые и консервативные люди. И при этом – очень злопамятные. Допустим, такой человек знает, что у него была, скажем, палка, с которой он «хаатил са клюкфай», а потом ее «патерял». После чего прошел Паарва и «паалка забрал». Так вот, он будет ходить к этому Паарве за палкой до конца жизни.

Кемскую волость (Карелию), которую у них забрали, они воспринимают как своего рода «палку», которую у них забрали. И пока они ее не вернут, они не смогут спокойно спать. Причем самое главное – на Россию у них какой-то особой обиды нет. Т. е. для них «палка» (в данном случае – Карелия) – это одно, а российско-финские отношения – это другое.

Как известно, Финляндия очень сильно зависит от России. У меня нет под рукой статистики, но понятно, что газ, лес, туристы и т. д. – все это идет из России и формирует значительную часть бюджета страны. Поэтому финнам нужно рационально объяснить на их языке, что «эта паалка – уже не вашша». А если кто-то этого не понимает, то мы просто возьмем и отключим газ.

Часто приходится слышать, что такой инструмент не работает. Но давайте посмотрим: отключили пару раз газ Украине – и теперь здесь уже другой президент, поспокойнее.

Пока судебное решение по этому делу в Финляндии еще не принято. Если оно будет, то его можно будет рассматривать как прецедент. Тогда можно будет принимать ответные решения с нашей стороны. И вот пусть думают, что для них важнее – палка, которую потеряли, когда ходили за клюквой, или российский газ. А поскольку финны – трезвомыслящие люди, они без сомнений выберут тепло и уют в домах в зимний период. Надо дать им понять: финская «палка» уже давно пустила российские корни, и мы ее отдать не можем. Соседей иногда тоже приходится воспитывать.