Логика террора

На модерации Отложенный

Сотни тысяч людей что-то постят, но хватают и сажают совершенно случайных, без какой-либо заметной закономерности. Даже более того — нарочито безобидных. Именно это и составляет суть политики запугивания.

Каждый очередной приговор за «перепост Вконтакте» имеет ровно тот же смысл и ровно то же значение, как очередной арест по «Болотному делу».

Сотни тысяч людей что-то постят, но хватают и сажают совершенно случайных, без какой-либо заметной закономерности. Даже более того — нарочито безобидных. Кто под руку попадется. Именно это и составляет суть политики запугивания: если бы за посты и перепосты судили «лидеров протеста», это не напрягало бы «рядовых пользователей»; а вот ощущение того, что посадить могут совершенно любого, без всякой видимой логики — оно пугает.

«Болотное дело» направлено против людей в офлайне: раз в три месяца хватают случайного человека (зачастую даже вовсе и не бывшего на Болотной), чтобы дело снова было в фокусе СМИ, чтобы напоминать о нем.

А «приговоры за перепосты» копируют ту же модель в онлайне: раз в три месяца (даже уже чаще) закрывают случайного человека за какой-нибудь невинный пост или комментарий.

Каждый снова и снова примеряет это на себя — и в одном случае лишний раз задумывается, прежде чем выходить на улицу, в другом случае — лишний раз задумывается, прежде чем что-то комментировать, писать или расшаривать. Возникает такая вязкость, дополнительное трение, которое критически замедляет скорость и свободу распространения информации.

Отсутствие логики в этих уголовных делах и есть их общая логика: так страшнее. Так создается ощущение, что «это может с каждым случиться». Так работают террористы, атакуя не вражеских солдат или политиков, а взрывая самолеты с заведомо случайными людьми, ровно так работает и наше государство-террорист, пытаясь нас всех запугать.