Горой за Ходорковского

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко, вслед за главой «Сбербанка» Германом Грефом побывал на заседании суда по так называемому «делу ЮКОСа». Как и его бывший коллега по правительству, Христенко скорее поддержал Михаила Ходорковского и его «коллегу» по заключению экс-главу «Ментатепа» Платона Лебедева. Судя по всему, оба свидетеля не видят нужды кривить душой – ведь очевидно, что исход процесса зависит не от их показаний, а от решения высших властей страны.

Показания Грефа и Христенко оказались практически идентичными. В частности, глава Минпромторга заявил, что цены на нефть в регионах добычи всегда ниже, чем в европейских портах и на биржах, так как «внутрироссийская цена отличается от европейской на величину экспертной пошлины и на логистические затраты». Так, едва ли не дословно повторяя главу Сбербанка, Христенко ответил на вопрос о том, нормально ли то, что ЮКОС закупал нефть у своих дочерних компаний по ценам более низким, чем стоимость «черного золота» на западных биржах в то время.

В то же время, в своих показаниях по вопросу о том, похитили ли Ходорковский и Лебедев миллионы тон нефти, глава Минпромторга был заметно осторожнее коллеги. С одной стороны, он заметил, что «физическое хищение нефти из трубопроводов — проблема, которая была, есть и будет». С другой, он уточнил, что не помнит, чтобы «дочки» ЮКОСа заявляли о пропаже нефти и ее невыдаче в пунктах назначения, а кроме того, рассказал об устройстве системы транспортировки «черного золота» по системе госкомпании «Транснефть».

Неудивительно, что адвокаты выступления обоих высокопоставленных руководителей оценили позитивно, посчитав, что и Христенко, и Греф фактически подтвердили позицию Ходорковского и Лебедева.

Конечно, не так ярко как предыдущие свидетели, которых приглашала защита. Например, не так резко как экс-глава Центробанка Виктор Геращенко, назвавший обвинение «чушью собачьей» или экс-премьер Михаил Касьянов, просто сказавший «такого быть не могло». Но все же показаний Грефа и Христенко могло бы быть вполне достаточно для прекращения уголовного дела за отсутствием состава преступления, и другие свидетели вряд ли нужны – если речь, конечно, идет именно о прекращении дела.

Однако же главный редактор журнала «The New Times» Евгения Альбац в эфире радио «Эхо Москвы» после выступления в суде Германа Грефа недаром посетовала, что судья не удовлетворил просьбу пригласить также для дачи показаний Владимира Путина и вице-премьеров Игоря Сечина и Алексея Кудрина. Либеральной общественности явно хотелось бы, наплевав в общем-то на судьбу Ходорковского, превратить суд над ним в публичное судилище над нынешней российской властью. И наплевать, какой потом приговор вынесут самому экс-главе ЮКОСа.

Вот только Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, несмотря на то, что они не просто заключенные, а скорее общественные, а то и политические деятели, такой подход вряд ли обрадует. Для них задача первостепенной важности – выйти на свободу и не заработать второй срок. И для этого оправдательных по сути показаний Грефа и Христенко вполне достаточно. Все равно ведь всем очевидно, что знаковым является уже то, что кто-то из представителей нынешней власти вообще пришел в суд и дал какие-то показания. Неважно кто это был, лично Владимир Путин или только Герман Греф. Главное, что основания для освобождения в теории есть, и остается ждать, какое политическое решение примут в российском Белом доме и в Кремле.

Источник: http://www.politcom.ru/article.php?id=10317

13
1172
0