Муссолини, Карнеги и Библия

На модерации Отложенный

Оказывается, не только российские режиссеры могут задумать пафосный религиозный фильм, а снять в итоге нечто, вызывающее если и не антирелигиозные, то антиклерикальные чувства. Примерно то же самое можно сказать о фильме братьев-близнецов Альберта и Алена Хьюза «Книга Илая».

Начав карьеру в кинематографе с остросоциального фильма «Угроза обществу», рассказывающего о тяжелой жизни в афроамериканском гетто (вышел на экраны в 1993 году), и продолжив ее криминальной драмой «Мертвые президенты» о ветеране Вьетнама, которому не нашлось места в мирной жизни, братья Хьюз в 2001 году сделали шаг в сторону мистики, сняв фильм «Из ада» с собственной версией истории Джека-Потрошителя (правда, социальные мотивы прослеживались и там). И вот теперь на экране – религиозная притча. Что же в итоге получилось у братьев?

Кризисный 2009 и начало 2010 года на кинорынке явно проходят под лозунгом «Армагеддон в ассортименте». Фильмов о конце света и постапокалиптическом мире невероятно много – от анимационной картины «Девять» про тряпичных кукол до масштабного блокбастера «2012» про президентов и олигархов. Так что когда зрителям рассказывают, что на Земле случилась большая война, которая привела к экологической катастрофе и гибели цивилизации, большинство продолжает невозмутимо поедать поп-корн.

Итак, по выжженной земле некогда прекрасной Калифорнии бредет меланхоличный афроамериканец (Дензел Вашингтон). У политизированного зрителя сразу же возникает мысль, что это не иначе как Барак Обама, не сумевший оправдать получение Нобелевской премии мира и спасти этот самый мир от катастрофы. От Калифорнии с ее излишне либеральными тенденциями авторам консервативного кино и без всяких катастроф хорошего ждать было нечего, а после ядерной войны – тем более.

Главного героя Илая (а это именно он) отличает стойкая личная неприязнь к котам. Одного в лесу убил и съел, другого уже в городке, в который позже попадет (да-да, одноэтажную Америку даже глобальная катастрофа не берет), с барной стойки скинул.

Так, одерживая нелегкие победы над котами, Илай в течение более чем 30 лет идет пешком из одного конца Америки в другой, слушая плеер (который, очевидно, все 30 лет никак не разряжается), потому что некогда у главного героя было видение, призвавшее его отнести на Запад бывших Соединенных Штатов последний экземпляр Библии.

Но вот, когда плеер наконец разряжается, Илаю приходится зайти в один из ближайших поселков. Что происходит с ним там, весьма оригинально рассказывает Яндекс-Афиша: «Там он знакомится с бандой ужасного Карнеги. Он очень жесток и напоминает подобие Гитлера – схожестью планов о порабощении всей Земли. Илай не сразу узнает об ужасных планах Карнеги. Он знакомиться с очаровательной девушкой Соларой, которая оказывается приемной дочерью Карнеги. Девушка рассказывает Илаю о жутких планах отчима. Героя ожидает сложный бой – самурайский меч должен помочь Илаю огорчить планы Карнеги и спасти Солару».



Поясним: Карнеги хочет завоевать весь мир, получив в руки Библию, которую носит с собой Илай.

Уже по названию ясно, что фильм должен иметь религиозный оттенок. Собственно, более точный перевод – «Книга Илии» – напоминает о ветхозаветном пророке. Тем не менее, герой так же мало соответствует своему библейскому тезке, как и его антагонист «напоминает подобие Гитлера». Вместо бескомпромиссного пророка Илии перед нами – меланхоличный Илай, который предпочитает ни во что не вмешиваться, пока дело не коснется лично его. «Ужасный Карнеги» (Гэри Олдмен) вполне ему соответствует. Видимо, ужас должно внушать то, что в одном из эпизодов он читает книгу с фамилией «Муссолини» на обложке, потому что во всем остальном для него не то что «весь мир», а и уровень его городка – «выше крыши». Представьте себе заведующего сельмагом, который в лихие годы кризиса подчинил своему влиянию всю деревню, договорился о поддержке с «авторитетными ребятами», но при этом так возгордился, что теперь всерьез «хочет подчинить себе весь мир»? Вот в «Книге Илая» – то же самое, только Карнеги – владелец бара. «Огорчить планы» такого субъекта – не так уж сложно.

Ко всему прочему намерение авторов показать, что цивилизация может существовать только благодаря следованию Библии и христианским ценностям (судя по всему, добивались они именно этого), имеет ровно обратный эффект. Как заявляет в фильме «ужасный Карнеги», если завладеть священной книгой, то все человечество «приползет к нему на коленях». Потому что «так уже было». А Илай напоминает, что именно «из-за Библии» (так в фильме) разразилась та самая большая война, которая стала причиной вселенской катастрофы. И люди оказались так этим ожесточены, что просто сожгли все экземпляры книги – уже после того, как катастрофа случилась. Не иначе как какие-то фундаменталисты решили насильственно вернуть человечество на путь «традиционных ценностей», на свой манер эти ценности понимая. Тут уж вполне к месту и упоминание Муссолини (заключавшего конкордат с Ватиканом), и место, где развивается сам сюжет фильма, – политики США ведь обожают вспоминать о великой миссии своей страны, а также к месту и не к месту цитировать Библию.

Так что хоть одна интересная мысль в фильме есть: какие бы возвышенные и «высокодуховные» речи ни произносили власть имущие и их союзники – это всего лишь средство, чтобы к ним «приползли на коленях», как это «уже неоднократно было».

Но, кажется, из этого странного фильма можно сделать и один оптимистичный вывод: многие из тех, кто сегодня или рядится в одежды пророков, или пытается «напоминать подобие» всемирного зла, так измельчали, что большинство их склок не выходит за рамки драки в калифорнийском баре. Пока, по крайней мере.