Кому мешает Иран?

Проблемой иранского \"ядерного досье\" озабочено сегодня, без преувеличения, все человечество. Многочисленные консультации и переговоры по этой проблеме, проходившие в последнее время, обеспечили Ирану первое место в хит-парадах информационных агентств.

Попробуем же разобраться в ситуации. Если отнестись к вопросу не предвзято и объективно, то можно заметить, что политика западных стран в отношении Ирана выглядит, по меньшей мере, несправедливой. Более того, этому процессу оказывается активное содействие.

Под явно надуманным предлогом угрозы \"мировому сообществу\", Запад, в большей степени США, пытаются запретить Ирану получить доступ к ядерным технологиям. Кроме того, Исламскую Республику Иран (ИРИ) обвиняют в том, что она игнорирует инициативы мировых держав в отношении урегулирования вопросов, связанных с ее ядерной программой. Вашингтон оказывает давление на Тегеран, обвиняя эту руководство страны в стремлении создать собственное ядерное оружие и тем самым нарушить дисбаланс сил на Ближнем Востоке.

В тоже время другие государства региона, такие как Индия, Пакистан, Египет, Израиль беспрепятственно развивают мирную атомную энергетику. Им не возбраняет заниматься исследованиями в области ядерных технологий? Чем это продиктовано? Почему именно иранская ядерная программа вызывает столь нервную реакцию? Почему Вашингтон демонстративно заявляет о доверии Индии, у которой имеется ядерное оружие? Почему Пакистану негласно разрешено иметь свои реакторы и свои ядерные боеприпасы? Почему не замечается атомный арсенал Израиля?

Может быть потому, что в этих странах американцы полностью контролируют процессы разработок и создания ядерных программ? Отношения США и Исламской республики Иран никогда не были гладкими. Правительство Соединенных Штатов пыталось и до сих пор пытается оказывать политическое и экономическое давление не только на сам Иран, но и на те страны, организации и коммерческие структуры, которые поддерживают более или менее тесные связи с ним (к примеру, запрещение ремонта самолетов типа \"Боинг\" на всех дочерних фирмах по всему миру и запрет Франции на продажу иранским авиакомпаниям самолетов типа \"Аэробус\"). Были заморожены иранские счета в американских банках. Затем был введен запрет на экспорт в Иран высоких технологий.

Антииранская кампания в США особенно усилилась в середине 90-х годов. Поводом для этого послужило заявление израильского правительства о том, что Иран находится на грани получения ядерного оружия, и решение России о поставке иранцам двух атомных реакторов. В мае 1995 года было введено полное эмбарго на торговлю с Ираном. Оно предусматривало: 1) запрет на покупку и продажу американскими компаниями иранской нефти; 2) запрет на весь экспорт США в Иран; 3) запрет на все виды инвестирования.

Этим Соединенные Штаты не ограничились. В августе 1996 года президент Клинтон подписал закон, предложенный сенатором А.

д’Амато, по которому иностранные компании, делающие в Иране инвестиции более чем на 40 млн долларов, должны подвергаться экономическим санкциям. Апогеем этого противостояния стало объявление о том, что Иран является одной из стран так называемой \"оси зла\", в состав которой вошли Ирак, Иран и Северная Корея.

Однако, похоже, что надежды американского руководства не совсем оправдались, и попытка перекрыть Ирану доступ к инвестициям и технологиям провалилась. Сейчас у Ирана есть все, чтобы претендовать на роль не только региональной державы, но и задавать тон в исламском мире. Со времен исламской революции 1979 года Иран развивается стремительными темпами: население страны за это время выросло более чем вдвое, с 35 до 70 миллионов человек, 65% из которых — моложе 35 лет, при этом ежегодные показатели экономического роста составляют в среднем 7%.

Страна очень выгодно расположена между Персидским заливом и Каспийским морем, между Месопотамией и Южной Азией, Кавказом и Средней Азией. Иран контролирует стратегический Ормузский пролив, через который идет 90% экспорта нефти из Персидского залива. В Иране есть крупные национальные меньшинства — азербайджанцы, курды, арабы, белуджи, через которые Тегеран может контактировать с соседними странами. Иран контролирует вторые по величине в мире запасы природного газа и четвертые — нефти. Видимо, именно это и не устраивает США, которые видят в Иране соперника, претендующего на роль регионального лидера.

Обеспокоенность американцев понять можно. Регион, где расположены основные мировые запасы нефти и газа, с каждым месяцем все больше оказывается в тени Ирана — крупнейшей ближневосточной страны. Ирак постепенно уходит в сферу влияния Тегерана, благодаря усилению шиитского большинства на юге страны. Еще недавно казалось, что иранцы навсегда забыли об исламской революции — и вот Иран уже вновь открыто бросает вызов Саудовской Аравии ради права быть главным политическим центром исламского мира.

В этой ситуации, чтобы выбить почву из-под ног руководства Ирана, для противников этой страны, все средства хороши. И уже неважно, на каких основаниях имеют ядерное оружие Индия и Израиль. Тем более не важно, что Иран – член МАГАТЭ. Любые виды атомно-энергетической деятельности ИРИ находятся под его полным контролем. Инспекторы МАГАТЭ были допущены на все иранские объекты по первому требованию и вели постоянный мониторинг \"через камеры слежения\" за деятельностью ИРИ в области мирного атома, что никаких документов, по утверждению иранских властей, позволяющих сомневаться в мирной направленности программ, выявлено не было.

Поэтому все вопросы о том, что кому можно, а что нельзя, отпадают сами собой. Ответ очевиден: тому, кто мешает США – нельзя. Главное для них – защитить зону своих интересов от проникновения туда конкурентов. И делают они это с такой настойчивостью, что стоит им даже позавидовать.

Источник: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/40351/

6
1850
0