Эксперт: \"Примерно $6–7 млрд за подпись Лукашенко\"

На модерации Отложенный

Белорусский парламент отложил ратификацию договора о Таможенном кодексе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Как сообщило РИА «Новости», предполагалось, что соответствующий законопроект будет вынесен на вечернее заседание сессии Палаты представителей национального собрания Белоруссии 14 июня. Еще 9 июня Комиссия по международным делам и связям с СНГ парламента Белоруссии рекомендовала депутатам ратифицировать договор.

Однако вопрос ратификации Таможенного кодекса даже не был внесен в повестку дня заседаний Палаты представителей ни десятого, ни четырнадцатого июня. Впрочем, время на ратификацию Таможенного кодекса еще остается. Если Белоруссия действительно намерена стать полноправным членом Таможенного союза, она должна ратифицировать кодекс до 1 июля – а сессия Палаты представителей республиканского парламента продлится как раз до 30 июня.

Собственно, не секрет, что вопрос присоединения Белоруссии к Таможенному союзу стал основной темой визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Москву, который прошел 11 июня. В ходе визита белорусский лидер встретился с президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным.

Из официальных сообщений известно, что сначала Александра Лукашенко принял Медведев в своей подмосковной резиденции. Перед началом переговоров Лукашенко публично заявил: «У нас сегодня должен состояться откровенный разговор. Что касается Таможенного союза, вы сказали о неких противоречиях — они действительно существуют, но неразрешимых вопросов в отношениях между нами абсолютно нет. И то, что мы сегодня в состоянии развязать эти узлы,— это так. У нас очень близкие отношения, и мы готовы в этом плане прибавить». По окончании переговоров с Дмитрием Медведевым Лукашенко вновь вышел к журналистам и сообщил, что обсуждение было «бурным», но по некоторым вопросам стороны не договорились. «Я сказал, что поеду к Владимиру Владимировичу, но поскольку, я говорю, он «волк уже битый», мы быстрее с ним обсудим оставшиеся вопросы»,— заявил президент Белоруссии.

О других результатах этих переговоров толком ничего неизвестно, кроме «шутливых» жалоб Александра Григорьевича «битому волку» Путину, что его так и не покормили. Впрочем, жалобы действия не возымели. «Они не ели. Обсуждали экономические вопросы, говорили о делах»,— сообщил об итогах встречи пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. Каковы результаты разговоров «о делах», можно только догадываться.

Не секрет, что еще с конца прошлого года Россия и Белоруссия упорно спорят об экспортных пошлинах на сырую российскую нефть, поставляемую на белорусские НПЗ. В Минске считают, что они должны быть отменены, а в Москве настаивают на их сохранении. Российская сторона готова рассмотреть возможность отмены этих пошлин для Белоруссии на следующем этапе Таможенного союза — при введении Единого экономического пространства, которое намечено на 1 января 2012 года. Белоруссия даже недавно обратилась в Экономический суд СНГ с требованием обязать Россию отменить эти пошлины. Но российское руководство осталось непреклонным, указывая, что и так по своей доброй воле поставляет Белоруссии по внутренним ценам и без пошлин необходимое ей для внутреннего потребления количество нефти. Комментируя итоги встречи Путина и Лукашенко, Дмитрий Песков также заявил, что позиция России в отношении пошлин на нефть никак не изменилась: «Эта позиция имеет мало допусков для гибкости».

У России и Белоруссии есть и другие претензии друг к другу. К примеру, 8 июня МИД Белоруссии заявил, что «в России созданы неравные конкурентные условия для белорусских производителей, участвующих в тендерах системы государственных закупок. Существует ограничение доступа белорусских товаров к системе российских государственных закупок в виде установления ценовых преференций в размере 15% только для поставщиков российских товаров. Указанные преференции распространяются только на ограниченный перечень белорусских товаров».

Белоруссии также не нравятся ограничения на доступ белорусской автомобильной и коммунальной техники, производимой на территории Российской Федерации, к закупке федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ с использованием субсидий.

Белорусская сторона акцентирует внимание и на запрете «на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг». «Данная мера относится к запрещенным в трактовке ВТО импортозамещающим субсидиям»,— отмечается в заявлении белорусского МИДа.

Более того, по мнению властей республики, применяются ограничения доступа белорусской авто- и сельхозтехники для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на условиях лизинга.



Процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля Российской Федерации за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствия генно-модифицированных микроорганизмов и меламина организована таким образом, что создает технические барьеры по доступу белорусской продукции на рынок России.

Кроме того, в России существуют неравные условия по регистрации предельных оптовых цен на лекарственные средства белорусского и российского производства. Это снижает ценовую конкурентоспособность экспорта белорусских лекарств на российский рынок, так как новые условия устанавливают преференции для российских субъектов хозяйствования.

Также белорусскую сторону не устраивает, что внутренняя российская цена на газ существенно ниже цены на газ в Белоруссии даже с учетом транспортных издержек. «Это создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров, как на внутреннем, так и на белорусском рынке и по сути является фронтальной субсидией всей российской экономике». Ограничением также является предоставление ОАО «Газпром» исключительного права на экспорт газа, что является мерой нетарифного регулирования внешней торговли, отмечает МИД РБ.

Со своей стороны, посол РФ в Белоруссии Александр Суриков заявил 11 июня, что Белоруссия нарушает заключенные с Россией контрактные обязательства по оплате полученного газа. «Если в прошлом году была устная договоренность между президентами двух стран — платить за газ по среднегодовой цене в 148 долларов за тысячу кубометров, то в этом году в условиях роста цен на нефть и газ ситуация изменилась, а Белоруссия продолжает платить по устным договоренностям прошлого года, которые не пролонгированы»,— сказал дипломат. По его словам, «это нарушение контракта». Как следствие, продолжил Суриков, у Белоруссии сейчас есть долг – более $192 млн, «а тенденции его сокращения не видно».

Напомним, что долг Минска перед российским «Газпромом» может составить к концу года $500 млн, если Белоруссия продолжит недоплачивать за импортируемый ею газ. Об этом 8 июня заявил представитель российского газового гиганта Сергей Куприянов. По его словам, средняя цена на российский газ для Белоруссии может составить в этом году $187 за тысячу кубометров по сравнению со $150, которые Минск платит с начала года.

«По собственному, несогласованному с нами решению, «Белтрансгаз» платит в этом году, как и в прошлом году, $150»,— сказал Куприянов. Между тем во II квартале цена на российский газ для Белоруссии выросла до $184,8 за тысячу кубометров со $169 в I квартале, добавил он. «Это означает, что, если ничего не изменится и «Белтрансгаз» будет по-прежнему платить по своей собственной цене в $150, долг будет накапливаться от месяца к месяцу и концу года составит более $500 миллионов»,— считают в «Газпроме».

Тем не менее стоит отметить, что, несмотря на все вышеупомянутые взаимные претензии, за последние четыре месяца экспорт из России в Белоруссию увеличился примерно на 20%, а поставки белорусских товаров в Россию — почти на 52%.

Ситуацию комментирует заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев:

— Белорусская сторона, без сомнения, будет продолжать настаивать на отмене пошлин на поставляемую нефть. Руководство Белоруссии считает это необходимой предоплатой за свое согласие вступить в Таможенный союз. В Минске искренне уверены, что Россия так заинтересована во вхождении Белоруссии в этот союз, что она в итоге пойдет на соответствующие уступки — примерно $6–7 млрд за подпись Лукашенко на ратификационных документах. К тому же в Минске привыкли – в конечном итоге Россия всегда идет на уступки. И они не могут представить, что в этот раз может быть как-то иначе. Кроме того, в Белоруссии считают, что даже если они проигнорируют Таможенный союз, то в рамках т. н. Союзного государства они все равно будут иметь льготный доступ на российский рынок. И, разумеется, они просто не могут себе представить, что если Белоруссия окажется вне Таможенного союза, ее отделит и от России, и от Казахстана настоящий таможенный барьер, и все сегодняшние проблемы и трудности тогда покажутся просто досадной мелочевкой. Впрочем, несколько дней еще есть. И есть вероятность, что либо Белоруссия не рискнет пойти на такой опрометчивый шаг, либо Москва все же пойдет на какие-то уступки. Хотя ей, с чисто экономической точки зрения, делать их совсем ни к чему.