Какие болезни везут в Москву мигранты?

На модерации Отложенный Чем болеют и как лечатся мигранты в Москве? В этом решил разобраться обозреватель “МК”.

Мегаполис дает полис

На самом деле бесплатная медицина в столице не так недоступна для легального мигранта, как кажется. Если человек получил миграционную карту, прошел ряд обследований, устроился на работу — добропорядочный работодатель снабдит его медицинским полисом, по которому сотрудник сможет бесплатно получать минимум медуслуг (примерно такой же, как и россиянин). Но сначала все въезжающие с намерением задержаться (или остаться) иностранцы должны пройти обязательные медобследования, список коих утвержден Правительством РФ. Это анализы на ВИЧ, туберкулез, лепру и инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) — сифилис, хламидиоз, шанкроид. Плюс тест на наркотики. Не проверившись по всему списку, иностранец никогда не станет легальным, т. е. не получит вида на жительство, временного разрешения на работу или разрешения на временное проживание. Такой же печальный финал светит иноземцу, у которого выявят хотя бы одну из этих болезней, — ни жить, ни работать в России официально ему не позволят.

В каждом округе столицы работает по три диспансера (кожвен-, нарко- и туберкулезный), где мигранты сдают анализы и проходят обследования. Утверждены и формы меддокументов, необходимых для подтверждения состояния здоровья иностранного гражданина.

СПРАВКА "МК"

73 660 мигранта полностью прошли все обследования за 7 месяцев 2007 года, и у 2722 из них обнаружили опасные для человека инфекции.

— Если иностранец находится в России легально, платит налоги, отчисляет средства в фонд ОМС, на него должны распространяться все меры медобслуживания, что и на россиян, — говорит председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко. — Проблема как раз с незаконными мигрантами, за которых бюджет ничего не получает. Но когда речь идет об инфекционных заболеваниях, расходы ложатся на казну города. Конечно, иностранцы должны легализоваться. К тому же надо разработать более серьезный подход к проблеме получения ими медсправок. Например, во многих странах иностранец должен пройти медобследование еще до прибытия в страну, лишь тогда он получит работу.

Необходимо ввести понятие трудовой визы, которую следует выдавать лишь иностранцу с медсправкой и владением русского языка.

По словам г-на Елеференко, в прошлом году разрешения на работу в Москве получили около 300 тысяч иностранцев. Но из них официально работают лишь около 100 тысяч. Куда делись еще 200 тысяч? Этот вопрос недавно задал на заседании столичного правительства мэр Москвы. Скорее всего эти 200 тысяч теперь работают нелегально, то есть не платят налогов и не получают ни социальной, ни медицинской помощи.

ВИЧный зов

Что дальше? Оказалось, по закону российские власти могут депортировать из страны лишь иностранцев с ВИЧ.

Но из почти двух сотен выявленных за последние 7 месяцев ВИЧ-инфицированных депортировали лишь 29 человек.

Что касается всех остальных опасных больных, то — увы. Выдворить их из страны насильно нельзя. Но и вида на жительство, и разрешения на работу они не получат. Зато им могут предложить госпитализироваться и пролечиться за счет городского бюджета. Однако, судя по официальным данным, пользоваться услугами московской медицины иностранцы не спешат. Из всех выявленных больных в стационары попали лишь 189 туберкулезников. Почему? Ведь власти уверяют, что предлагают госпитализацию всем инфекционным больным, независимо от наличия у них документов, ибо они — источник повышенной опасности. Но… Человек может от госпитализации отказаться (лечить его принудительно врачи не имеют права). И что он делает? Либо (в лучшем случае) едет лечиться домой. Либо отправляется в какую-нибудь Липецкую область или Подмосковье, где проходит обследования вновь (но уже более осторожно) и получает-таки вожделенные разрешения. А там уже никто не узнает, что в Москве у человека обнаружили бледную спирохету. Ну и еще один вариант — человек остается работать в Москве нелегально.

— Многие мигранты, узнав об опасной болезни, пропадают и лечиться не желают, — говорит начальник отдела надзора за инфекционными заболеваниями управления Роспотребнадзора по Москве Ирина Лыткина. — Получив информацию о выявленных больных, мы обязаны провести эпидемиологические мероприятия. Но указанное приезжими место жительства не всегда совпадает с реальным адресом.

— Основная проблема распространения ВИЧ-инфекции в Москве — мигранты. Многие из них знают, что больны, и поэтому избегают прохождения обязательных обследований — их же тогда выдворят в шесть секунд. Поэтому реальное количество ВИЧ-инфекций среди приезжих неизвестно, — сказали нам в одном детском фонде.

Медкнига — лучший подарок

Если у мигранта не выявят заболеваний из “черного списка”, ему выдадут заключение о состоянии здоровья и сертификат по обследованию на ВИЧ. С этими документами можно устраиваться на работу. Однако иностранцам, которые хотят трудиться в московских продмагах, системе общепита, парикмахерских, медзаведениях, детсадах (относящихся к т.н. декретированному контингенту), придется получать еще и личные медкнижки, то есть проходить более широкий спектр обследований и гигиеническую аттестацию.


Для представителей разных профессий предусмотрены разные объемы медосмотров. К примеру, вы имеете дело с продуктами? Извольте обследоваться на сифилис, гонорею и все ИППП, а также на возбудителей кишечных инфекций, брюшной тиф, яйца глист и простейших паразитов и ежегодно делать флюорографию с целью своевременного выявления туберкулеза. Плюс — прививаться от дифтерии и кори. Если вы кондитер, будьте любезны сдавать анализ на стафилококк. Если находят сифилис, кишечные инфекции, брюшной тиф или гельминтов, человека отстраняют от работы, пока не пролечится. Если же найдут скрытую форму кишечной инфекции (т.н. бактерионосительство), придется искать себе другую работу.

Впрочем, это — теория. Жизнь часто вносит в нее свои коррективы. Рынок липовых медкнижек процветает, о чем “МК”— писал не раз. Купить поддельную медкнижку в столице можно за сутки-двое и за 1—1,5 тысячи рублей. Фирмы, коих море, предлагают даже “продление анализов” (150—200 руб./штука) и “продление аттестации” (400—600 руб.). Правда, покупатели медкнижек рискуют нарваться на какую-нибудь проверку, которая сможет вычислить “липу”. Но… Проверки бывают редко (по закону Роспотребнадзор не может проверять предприятие чаще одного раза в 2 года). К тому же они комплексные: контролеры должны посмотреть и условия хранения продуктов, и наличие дезсредств, и документы на товар... А если один санврач приходит с проверкой на рынок, где торгуют 150 человек, пролистать все медкнижки он не в состоянии. В лучшем случае посмотрит, соответствует ли их количество числу личного состава. Да и максимум, что грозит владельцу фальшивки, — временное отстранение от работы (до тех пор, пока не обследуется). Штраф заплатит работодатель. Иногда рынки навещает милиция — в год милиционеры проверяют по 7—8 тысяч медкнижек. В 80% случаев документы оказываются “липой” (это не только подделки, но и книжки без аттестации или с просроченными медосмотрами).

По официальной статистике, декретированный контингент в Москве насчитывает около 600 тысяч человек. Но говорят, эта цифра занижена минимум вдвое. При этом ежегодно в городе официальным путем получают медкнижки около 60 тысяч человек.

Что же касается периодических обследований декретированного контингента, то, как говорит г-жа Лыткина, среди этих работников инфекционные заболевания выявляют реже, чем среди въезжающих мигрантов.

Например, гепатитами среди декретированного контингента болеют чуть более 1%, тогда как среди мигрантов — 8%. Впрочем, это немудрено: у иностранцев традиционно наиболее высокие показатели инфицированности.

На прививку — это вас!

В этом году к нам уже завозили брюшной тиф из Дагестана, Таджикистана, Бангладеш и Индии.. Корь, брюшной тиф, ветряная оспа проявляются быстро, и поэтому ясно, откуда они к нам поступили. В случаях с туберкулезом и гепатитом (инкубационный период которого 6 месяцев) все сложнее. Если в столице вспыхнет эпидемия, будет трудно установить, кто стал ей виной — приезжие или коренные москвичи.

Городские власти, правда, планируют ужесточить процедуру медобслуживания мигрантов. Так, многие специалисты недовольны тем, что федеральный список обязательных для иностранцев обследований на особо опасные инфекции далеко не полон. И не включает многих болезней, на которые стоило бы проверять приезжающих к нам в страну гостей.

Недавно Роспотребнадзор по Москве обратился к главному санврачу Геннадию Онищенко с просьбой дополнить список обязательных обследований мигрантов на гепатиты, которые встречаются среди приезжих особенно часто. Например, за 7 месяцев сего года у въезжающих к нам 7248 иностранцев обнаружили вирусный гепатит В.

— Я бы включила в программу медицинских осмотров кроме обязательных обследований еще и прививки — причем за счет самих приезжих, — говорит Лыткина. — На вирусные гепатиты, особенно гепатит В. Прививку от гепатита А можно было бы сделать обязательной для приезжающих из неблагополучных по этому заболеванию регионов (Средней Азии). Их же нужно заставлять прививаться и от брюшного тифа. Неплохо было бы сделать обязательными и прививки от дифтерии, кори. Сейчас идет программа ликвидации кори в России, а в 30% случаев она у нас привозная. В прошлом году главным ее поставщиком была Украина.

А еще, как утверждают чиновники, медпроверки на предприятиях сделают более строгими и частыми. И если у гастарбайтера обнаружится заразная болезнь, работодателя не просто оштрафуют, но и лишат лицензии. Но когда эти планы будут осуществлены — неизвестно.

СПРАВКА "МК"

За 7 месяцев 2007 года на предмет употребления наркотиков обследовано 88 111 иностранцев — наркозависимыми из них оказались 12 человек. Из 88 150 обследованных на ВИЧ вирус иммунодефицита выявили у 165 человек (7 из них — дети). 78 319 иностранцев проверили на туберкулез, и палочка Коха нашлась у 387 из них (в том числе у 21 ребенка). Ни одного случая лепры среди приезжих из-за рубежа не было. В отличие от сифилиса — он оказался у 2158 из 88 150 человек.