Почему цены на молочные продукты продолжают расти

На модерации Отложенный

В начале ноября министр сельского хозяйства Алексей Гордеев отрапортовал, что цены на основные продукты питания стабилизировались. Однако данные многочисленных мониторинговых агентств свидетельствуют, что министр, мягко говоря, ошибся. Даже у Росстата на этот счет цифры другие. В октябре цены почти на все социально значимые товары снова выросли. Больше всего подорожали молочные продукты, пишут «Ведомости».

Стоимость сычужных сыров выросла на 23,9%, молока - на 11,2-13,1%, творога - на 9,6-10,7%. Возможно, именно поэтому заместителю Гордеева Игорю Рудене пришлось пообещать, что интервенциями на зерновом рынке Минсельхоз ограничиваться не собирается. Госрегулирование, скорее всего, распространится и на рынок сухого молока.

Чиновники не зря заинтересовались именно сухим молоком. Нашей молочной промышленности давно не хватает сырья. Самым популярным способом восполнить нехватку было дешевое сухое молоко, треть которого завозили из-за рубежа. Так что неудивительно, что рынок пошел вразнос, стоило белому порошку подорожать.

С начала года отпускные цены на сухое молоко то и дело росли, но жаловаться на дороговизну российские производители начали только в конце августа. «Большинство предприятий обходилось старыми запасами, - рассказывает Александр Поляк, руководитель российского представительства компании Olam International, крупного трейдера сухого молока. - Поэтому вплоть до лета в России держались едва ли не самые низкие во всем мире цены». К началу осени выяснилось, что пополнять запасы придется почти по мировым ценам. По данным ИКАР, с начала года сухое обезжиренное молоко (СОМ) российского производства к августу подорожало вдвое, до 100-110 руб. за 1 кг.

Хроника событий такова. В июле 2006 г. Евросоюз отменил субсидии на экспорт СОМ. В начале этого года упразднили дотации на вывоз сухого цельного молока. К лету стоимость СОМ на мировом рынке достигла 30-летнего максимума. По данным министерства сельского хозяйства США (USDA), начиная с конца 1970-х тонна порошка обходилась не дороже $3000. В середине 2007 г. за нее просили уже более $5000. Из-за засухи и снижения внутреннего производства прогнозы по экспорту понизил не только ЕС, но и еще два крупных поставщика сырья - Австралия и США.

В прошлом году в нашей стране произвели 140 000 т сухого обезжиренного и цельного молока, но внутренних потребностей это не покрыло - требуется на 20-25% больше. В последние годы нехватка компенсировалась в основном за счет белорусского сырья, превосходящего отечественное и по качеству, и по цене. «Да и у белорусов, страдающих от перепроизводства, другого такого рынка сбыта не было», - отмечает ведущий эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова. Если бы ближайший сосед не открыл своим экспортерам дорогу на Запад, у россиян осталась бы возможность пользоваться недорогим сырьем. Но в прошлом году сухое молоко появилось на Белорусской универсальной товарной бирже. Доступ к торгам получили и нерезиденты. «Пару месяцев иностранные трейдеры думали, присматривались, а затем кинулись скупать сырье по дешевке, - рассказывает Поляк.

- В результате они быстро подтянули белорусские цены к мировому уровню». Российским производителям ничего не оставалось, как попытаться пополнить запасы отечественным сырьем.

Впервые за многие годы у производителей сельхозпродукции наконец-то появилась возможность заработать, радуется исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. Дешевый импорт не слишком-то стимулировал внутреннее производство. Но после заметного снижения объема закупок в Белоруссии российские заводы оказались хозяевами положения. «Правила игры переписывались на ходу, - рассказывает Сергей Кривошеин, руководитель отдела продаж компании "Руснаб", занимающейся дистрибуцией сухого молока. - Заказываешь партию в Татарстане, готовишься встречать груз, а тебя вдруг просят доплатить еще». Что в такой ситуации остается делать производителям? Только поднимать цены.

С начала года молочная продукция подорожала на 30-50%. Спохватившись, Минэкономразвития и Минсельхоз кинулись договариваться с участниками рынка о замораживании цен, но, как показал опыт, так ситуацию не выправишь. Самый эффективный способ решения проблем - увеличение выпуска сырого молока. В прошлом году объемы выпуска начали расти - до 31,4 млн т. Рост за три квартала этого года, по данным Росстата, составил 1,4%. «Молочное животноводство постепенно выходит на индустриальный уровень, - говорит Рыбалова. - Но полностью обеспечивать себя мы сможем не раньше чем лет через 7-10».

Рассчитывать на помощь со стороны не приходится. Мировое производство уже в прошлом году не успевало за потреблением. По прогнозам USDA, в 2007 г. улучшения ждать не стоит. Так что зима будет сложной. В холода производство сырого молока сокращается, да и качество падает. Волей-неволей придется увеличивать закупки порошка, доля которого в разных видах продукции составляет от 10 до 100%.

Лидерам отрасли проще. «Наша компания без особых проблем обеспечила себя запасами до нового сезона, - уверяет член правления компании "Вимм-Билль-Данн" Марина Каган. - Оборотные средства позволяют». А вот небольшим региональным производителям выжить будет сложнее. Сформировать приличные запасы сухого молока им не под силу. В схватке за сырое молоко они тоже проигрывают: трейдеры ориентированы на продажу гигантам. «Еще в октябре-ноябре заводы активно составляли планы закупок до следующего сезона, а сейчас на рынке затишье», - отмечает Поляк. Заказчики «Руснаба» сокращают объемы закупок и выводят из ассортимента наиболее затратные в сырьевом плане продукты, такие, например, как творог.

Помощь государства была бы не лишней. Недавнее снижение пошлин на сухое молоко с 15 до 5% эффекта не дало, ведь львиную его долю импортировали из Белоруссии и Украины, торговля с которыми пошлинами и так не облагалась. Но что еще можно предпринять? Производители теряются в догадках. Видимо, россиянам пора привыкать к мысли, что молочные продукты уже не вернутся в категорию «товаров для бедных».