«Разморозив» весной цены на продукты, Россия может столкнуться с дефицитом

На модерации Отложенный В России цены на социально значимые продукты питания «заморозили» на три месяца. Однако к февралю факторы роста этих цен только обострятся. А когда «заморозку» отменят, к ним могут добавиться и новые, специфически российские.

Рост цен на продукты питания в России в последние месяцы чаще всего объясняют высокими мировыми ценами на молочные продукты, а также на зерно, что, в свою очередь, делает зерновой экспорт из России особенно привлекательным. «За три первых месяца текущего сельскохозяйственного сезона, то есть с июля по сентябрь, из России экспортировано более 4,5 миллиона тонн зерна. Столько за первые три месяца сезона мы никогда не вывозили», - отмечает исполнительный директор исследовательского центра «Совэкон», специализирующегося на аграрном рынке, Андрей Сизов.

В среднем за последние пять лет объем ежегодного зернового экспорта из России составлял примерно 12 миллионов тонн. Средний объем ежегодного российского урожая в эти годы – 78 миллионов тонн.

Две стороны экспорта

По прогнозам Международного совета по зерну (МСЗ), в 2007 году мировой урожай зерновых составит 1,656 миллиарда тонн – на 10 миллионов тонн меньше, чем прогнозировалось ранее, хотя и на 87 миллионов больше, чем было собрано в 2006 году. При этом спрос, как ожидается, возрастет на 2,7% и составит 1,675 миллиарда тонн, то есть на 19 миллионов тонн (1,1%) превысит предложение.

Конечно, разницу нетрудно компенсировать поставками зерна из накопленных в мире запасов. Но после нескольких лет отставания предложения зерна на мировом рынке от спроса на него общий объем этих накоплений оказался минимальным, по данным МСЗ, за последние 30 лет.

Россия является четвертым в мире экспортером зерна – после США, Канады и Австралии. И потому любое сокращение зернового экспорта из России, учитывая сложившуюся ныне конъюнктуру, неминуемо приведет лишь к дальнейшему повышению цен мировых. Например, вскоре после недавнего решения правительства России ввести весьма умеренную, 10-процентную экспортную пошлину на пшеницу (оно вступит в силу в середине ноября), появились прогнозы о том, что пошлину могут вскоре повысить втрое.

Только на этих новостях, как отмечают эксперты, цены на пшеницу на Чикагской товарной бирже, одной из крупнейших в мире площадок торговли зерном, всего за одну неделю повысились на 6%. Тем не менее, новое руководство Министерства экономического развития и торговли России заявило, что дальнейшее повышение пошлин в их планы пока не входит.

С другой стороны, новое ограничение российского зернового экспорта может оказаться неизбежным, полагает Андрей Сизов, внутрироссийские цены на зерно - уже на рекордно высоком уровне. По прогнозам «Совэкон», текущий баланс спроса и предложения зерна на внутреннем рынке не пострадает, если экспорт, как и в последние годы, составит 12-13 миллионов тонн. Но если вывезти 14-15 миллионов тонн, то к концу нынешнего сельскохозяйственного сезона производители могут столкнуться с нехваткой пшеницы на внутреннем рынке.

«Причем внутренние цены к тому времени уже не будут зависеть не от мировых (минус логистика и маржа экспортера), они уйдут существенно выше цен мирового рынка! – говорит Андрей Сизов. - Учитывая то, государство планирует, для ограничения роста цен на внутреннем рынке, продавать резервные запасы зерна (примерно 1,5 миллиона тонн) уже в ближайшее время, к концу сезона, не исключено, может сложиться непростая ситуация: с одной стороны, внутренние цены могут существенно превысить даже нынешний рекордный уровень, а с другой стороны, у государства не будет даже того запаса зерна, которым оно располагает сегодня».

Почему дорожает молоко

Во многих странах мира значительно выросли цены на молочные продукты и те, которые производятся на основе молока – например, масло или сыры.
Спрос на молоко во всем мире увеличится в этом году, по экспертным оценкам, примерно на 15%, а его производство – только на 10%. В самой России рост «молочного» спроса в 2007 году оценивается экспертами отрасли в 8-9%, тогда как объем производства возрастет только на 3%.

Спрос на молочные продукты стремительно растет во всем мире, но особенно – в странах Южной и Восточной Азии, где раньше их роль в рационе была ничтожной, отмечает Манфред Шепе, руководитель сельскохозяйственного отдела исследовательского института IFО в Мюнхене. Только в двух странах этого региона – Китае и Индии – проживает 36% всего населения Земли.

Другой фактор – дорожающие энергоносители. «В себестоимости производства одного литра свежего молока, то есть сразу после дойки коровы, как минимум, 12% уже занимают расходы фермера только на топливо, не считая всех прочих издержек, - говорит Манфред Шепе. - А когда это молоко перевезут с фермы на молочный завод, чтобы произвести из него масло или сыр, доля энергозатрат в их себестоимости оказывается уже в разы большей».

Эксперты IFO называют еще два фактора. Один из них - «региональный». Например, в Европе еще недавно огромные запасы излишков сливочного масла, хранившиеся на складах многих стран ЕС, в последние годы резко сократились.

Второй фактор – расширение производства биотоплива из растительного сырья - как в Европе, так и особенно в США, где на эти цели уже уходит почти 20% всего урожая кукурузы. В Европе главное сырье для биотоплива – рапс. Обе культуры массово используются в сельском хозяйстве и как корм для скота.

В результате проявления всех этих факторов, говорит Манфред Шепе, страны ЕС и столкнулись с почти 50%-ым повышением цен на масло.

Замораживание цен

В России, на фоне всех факторов удорожания продовольствия, решено пока бороться с ним временным «замораживанием» цен на отдельные продукты.

Сам по себе такой инструмент их регулирования в практике развитых стран мира давно не применяется. Хотя, например, в США подобные меры де-юре и существуют, отмечает сотрудник исследовательского института САТО в Вашингтоне Том Фиери: «Даже в знаменитой программе президента Джонсона «Борьба с бедностью» не было и попыток регулировать цены на социально значимые товары. Вместо этого малоимущим выдавали талоны на продукты».

В последнее время в США все чаще звучат призывы к правительству остановить рост цен на бензин. «Но никто на это не решается - американцы научены собственным горьким опытом. В начале 70-ых годов прошлого века, когда в стране «заморозили» цены на бензин, его стали меньше производить, и возник реальный дефицит»

Том Фиери приводит и другой пример. В 1971 году президент Никсон предпринял ряд мер контроля над ценами и зарплатами в стране, пытаясь обуздать инфляцию. «И что? Цены продолжали расти, а производство товаров сократилось - прилавки магазинов опустели. Люди были возмущены!».

В Германии, в отличие от США, меры прямого регулирования цен на те или иные товары законодательством не предусматриваются. Выделение некоторых товаров в категорию «социально значимых», как инструмент регулирования цен, существовало только до и во время войны, а также в годы послевоенной разрухи, рассказывает Манфред Шепе. По нынешнему законодательству Германии, ни одна инстанция - на федеральном или региональном уровне - не может оказывать никакого влияния на ценообразование.

«Есть некоторые сегменты немецкой экономики – например, книгоиздание или медицина, где существуют отдельные элементы регулирования цен, - поясняет Шепе. - Но «управляемая» экономика и прямое регулирование цен, как таковые, существовали в Германии лишь в очень тяжелые времена. Все это кануло в Лету...»