Как побороть ажиотажный спрос на продукты

"В течение двух-трех месяцев ситуация стабилизируется", — пообещал депутатам вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, приехав вместе со своими коллегами в Госдуму в минувшую субботу. Все правительство сейчас брошено на борьбу с ростом цен. К делу подключились правоохранительные органы. Меры будут жесткими и неординарными. Одна беда — запоздавшими.

Во многих российских регионах вчера можно было наблюдать картину "из прошлого". Граждане опустошали полки магазинов, опасаясь дальнейшего повышения цен. И нет ничего удивительного, что министры в один голос убеждали вчера нас, что ничего страшного не происходит.

Появление на Охотном Ряду столь мощного правительственного десанта (кроме Кудрина — главы МЭРТа и Минздравсоцразвития Эльвира Набиуллина и Татьяна Голикова, председатель Центробанка Сергей Игнатьев, руководитель ФАС Игорь Артемьев), да еще и в выходной день — случай беспрецедентный. Стало ясно: ситуация сложилась действительно сложная.

Первым на встречу с представителями правительства пришел Владимир Жириновский.

— Федеральная антимонопольная служба со своими обязанностями не справляется, надо создавать госслужбу по ценообразованию, — ругался он на чиновников. — На оптовые закупки наценки не должны превышать 5%, а на розничные — 10%.

В этот момент появились и сами чиновники. Позже всех пришла Эльвира Набиуллина — в тот момент, когда ее коллеги уже вовсю обсуждали сложившееся положение.

— Цель нашего совещания — услышать, что делается правительством в сложившейся ситуации, и обсудить наши совместные действия, — строго предупредил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, покосившись на сидевшего рядом Кудрина.

— Правительство готово реагировать на сигналы, которые поступают нам, прежде всего с европейских и мировых рынков, связанные с повышением цен, — живо среагировал чиновник, добавив, что "у нас есть хорошая основа для стабильности".

На этих словах журналистов попросили удалиться. А чуть позже Кудрин изложил им главную "рабочую" версию причины роста цен: во всем виноваты иностранцы, а мы тут ни при чем. Так и хочется добавить: сидим, примус починяем. Оказывается, Евросоюз принимает меры поддержки своей сельскохозяйственной продукции, что и отразилось на нашем рынке. "Мы постараемся снизить это влияние некоторым снижением пошлин", — добавил он.

Ну да ладно, если правительство считает, что волгоградские кабачки на местных рынках подорожали вдвое из-за "руки Брюсселя", — пусть считает. Важнее другое — что делать?

— У правительства есть все рычаги, чтобы влияние мировых рынков скорректировать, — заверила Набиуллина. — Ситуация управляемая.

По ее словам, правительство уже приняло решение повысить экспортные пошлины на пшеницу до 10% (но не менее 22 евро за тонну), а на ячмень — до 30% (не менее 70 евро за тонну). Также готовится решение о снижении импортных пошлин на молоко и молочные продукты.

— На мировом рынке цены на зерно резко выросли, и многим нашим производителям стало выгоднее не продавать его на внутреннем рынке, а экспортировать, — объяснил глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, отметив, что "правительство предпринимает ряд серьезных и конструктивных мер, направленных не только на стабилизацию, но и на снижение цен".

— Продовольствия в стране много, — успокоил депутатов Исаев. —Возникшие проблемы — временного характера. Главное сейчас — не допустить панических настроений в обществе.

Впрочем, дестабилизация ситуации произошла не только из-за влияния мировых рынков. Постарались и некоторые отечественные товаропроизводители, признал глава ФАС Игорь Артемьев (подробнее об этом — в материале на этой же странице).

— Цены не будете замораживать? — поинтересовались "Известия" у пробегавшего мимо Артемьева Олега Морозова.

— Ну что вы, это приведет к обратному результату, нужно регулировать этот процесс другими мерами, — заверил парламентарий. — Как только происходит замораживание цен, пропадает товар.

А глава думского комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик предложил разработать в среднесрочной перспективе закон о продовольственной безопасности и предусмотреть в нем норму о резерве зерна на полгода, меры для стимулирования производства социально значимой продукции, которую приходится импортировать, и пересмотреть тарифы на железнодорожные перевозки зерна.

Словом, идей хватает. Теперь вопрос в их реализации.

Московские старушки раскупают сахар. Народ побогаче — икру

Светлана Кузина

Москвичи, известные своей выдержкой в дни тяжелых испытаний, а также высокой покупательной способностью, все-таки не устояли — бросились раскупать продукты длительного хранения. Те самые, что в этом сезоне бьют рекорд ценового прироста.

В "Перекрестке" на "Южной" в середине недели бакалейные ряды стояли полупустые: народ разбирал сахар, муку, крупы, макароны. В гипермаркете "Ашан" в Теплом Стане уже неделю в дефиците растительное масло.

— Вы не поверите, — удивляется продавщица, — последние несколько дней масло на прилавке стоит 2 часа и заканчивается. Снова заполняем — и опять за 2 часа все раскупают.

В небольшом независимом супермаркете в Мытищинском районе (ближнее Подмосковье) хозяева корят себя за непредусмотрительность.

— У нас много покупателей дачников, крестьян, — рассказала "Известиям" заведующая, — и в нашем магазине помногу берут сахара. Прямо мешками. Но весной или даже в феврале заранее, чтобы летом и осенью, когда фрукты-ягоды поспеют, быть готовыми. Все же понимают, что сахар все равно подорожает. Под это время мы обычно заказываем соответствующие объемы. И сейчас к повышенному спросу мы оказались не готовы. Дорогие сорта есть, а дешевого сахара достать не можем.
А то заработали бы сейчас! Люди-то спрашивают.

В "Пятерочке" в Отрадном сахарному ажиотажу очень рады.

— Наконец-то избавились от дешевого сахара в нашей расфасовке, — говорит заведующая, — пенсионеры разобрали. Другую бакалею и подсолнечное масло тоже хорошо берут. Видно — одни и те же бабушки по нескольку раз в день заходят за одним и тем же товаром, наверное, чтобы сразу тяжелое не нести. За неделю выручка у нас выросла на 10% от планируемой. Это довольно много — ведь рост произошел за счет дешевых наименований. Хотя цены мы не сильно поднимали — на 10—30—80 копеек.

На вятском оптовом рынке сахар, крупы и масло покупают упаковками — и на тележки. Обычно здесь так поступают владельцы небольших магазинчиков и палаток — этот рынок для них. А теперь все — и бабушки, и мамы с колясками, и солидного вида мужчины.

— Я сама этого сахара набрала 50 кг, — поведала продавщица Лиля, — поддалась ажиотажу. Цены-то не упадут. Круп прикупила разных килограмм по 10. Но, чувствую, ни к чему это — не съедим, а мешки дома уже на нервы действуют. Наверное, родственникам отдам, когда они из Приднестровья приедут.

Ажиотажу поддался не только эконом-класс. В четверг на распродажу в "Калинку-Стокманн", что на "Смоленской", небедно одетый народ шел волнами. Сначала брали упаковками подсолнечное масло по 58 рублей, потом красную икру по 1100. К вечеру иссякли запасы фарша местной расфасовки по 95 рублей за килограмм.

Антимонопольщики ищут сговор

Алексей Аронов

Федеральная антимонопольная служба начала беспрецедентную проверку по факту предполагаемого ценового сговора между сельхозпроизводителями и оптовиками. У крупнейших компаний затребовали документы об объемах реализации и отпускных ценах, себестоимости и рентабельности. Итоги проверок будут направлены в Генпрокуратуру. Между тем эксперты, опрошенные "Известиями", по-разному оценивают эффективность этих мер.

— Через месяц мы сможем сказать, насколько рост цен, произошедший в последнее время, зависит от согласованных действий компаний на продовольственных рынках, — заявил в субботу глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, около четверти случаев роста цен в стране "связано с нарушениями антимонопольного законодательства со стороны производителей сельхозпродукции и ее оптовых покупателей".

— Федеральная антимонопольная служба сейчас проводит соответствующие проверки на предмет их сговора, — рассказал "Известиям" Артемьев. — Пятнадцати компаниям грозят штрафные санкции.

Первыми в поле зрения ФАС попали компании, производящие молочные продукты и растительное масло. В адрес шести крупнейших производителей молока ("Компания Юнимилк", "Кампина", "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", "Данон", "Эрман", "Пармалат МК") уже направлены запросы. Объясняться перед антимонопольщиками придется также четырем компаниям, производящим подсолнечное масло: "Бунге СНГ", "Юг России", "ЭФКО продукты питания" и WJ. Эти производители занимают на своих рынках долю, превышающую 60%.

Небольшим региональным компаниям, судя по всему, тоже не удастся избежать проверок. Так, например, ФАС уже потребовала от Брянского молочного завода снизить цены. В результате антимонопольного разбирательства выяснилось, что производитель приобретал сырье и продавал продукцию всего через двух посредников. В результате жители Брянска вынуждены были покупать молочные продукты по цене на 25—30% выше, чем в среднем по Брянской области.

По словам Артемьева, антимонопольные дела сейчас возбуждены в отношении 15 компаний, а проверки по повышению цен идут по всей стране. Но будут ли они действенными? Этот вопрос мы задали экспертам.

— Недостаток конкуренции на продовольственных рынках — важная составляющая высокой инфляции в России, — считает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. — Поэтому государству, конечно, необходимо активизировать борьбу с монополизмом, особенно на региональном уровне. Но нужно также, чтобы не было административных перегибов.

В свою очередь, главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает силовое давление на цены неэффективным.

— Хотел бы процитировать последнюю книгу бывшего главы Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, — единственное, что вызывает инфляцию, — это избыточные расходы правительства, — рассуждает Гавриленков. — В России эти расходы растут со скоростью 30% в год. Поэтому инфляция не может быть низкой.

Поможет ли борьбе с инфляцией повышение пенсий?

Почему чиновники так переменчивы?

"Известия" на протяжении нескольких месяцев регулярно писали о том, что в результате сговора перекупщиков цены в России выходят из-под контроля. Началось это с ничем не обоснованного летнего повышения цен на хлеб "с легкой руки" нашего Минсельхоза, а продолжилось молоком и сыром. Но чиновники упорно отрицали наличие сговора. Да что там летом, всего неделю назад антимонопольщики заявляли нам, что не видят необходимости начинать проверку компаний на предмет выявления ценового сговора. Вот что заявил "Известиям" в прошлый понедельник (!) начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Теймураз Харитонашвили: "Мы отслеживаем ситуацию с ростом цен на продуктовых рынках, но пока у нас нет оснований говорить о согласованных действиях производителей или представителей торговли. Данные рынки локальны, не носят монопольного характера, поэтому удорожание масла и молочных продуктов мы связываем с конъюнктурой на мировых рынках. То же самое можно сказать про повышение стоимости хлеба. Интересно сравнить это заявление с тем, которое сделал глава ФАС в эти выходные (см. выше).

Источник: http://www.izvestia.ru/economic/article3109286/

0
1174
0