Чем занимаются политики после отставки

На модерации Отложенный

Это только кажется, что у «порулившего» страной человека одна дорога - на покой. Во-первых, многие экс-президенты уходят в отставку в полном расцвете сил, и их «списывать» с политических счетов вроде как рано. Во-вторых, на госпенсию во многих странах не очень-то и «пожируешь». А амбициозные запросы у недавних первых лиц остались. Как же справляются VIP-отставники?

Герхард ШРЕДЕР, экс-канцлер Германии

Шредер, следуя давней традиции отставников, ударился в воспоминания. На своей книге «Решения. Моя жизнь в политике», ставшей в Германии бестселлером, он заработал 1 миллион евро. Кроме того, он возглавил комитет акционеров Северо-Европейского газопровода, крупнейшего проекта российского Газпрома и немецких концернов с многомиллиардными вложениями. Его зарплата составляет 250 тысяч евро в год. Примерно столько же он получал, будучи канцлером. А ведь есть еще и ежемесячная пенсия почти в 9000 евро.

Тони БЛЭР, экс-премьер Великобритании

Близкие Блэра в шоке - бывший британский лидер оказался не в состоянии набрать элементарное сообщение на мобильном телефоне. В бытность премьером баловаться SMS нужды не было. Теперь Тони прилежно изучает возможности своего мобильника - по его признанию, будто заново учится ходить. И еще ездить, поскольку избавиться от «синдрома кортежа» оказалось ой как непросто. На красный свет останавливайся, скоростной режим соблюдай...

Но это все мелочи. Ведь экс-премьер в политике остался: он назначен спецпредставителем «ближневосточного квартета» (в него входят Россия, США, ООН и ЕС). Правда, трудится Тони на общественных началах - жалованье ему не положено. Зато как бывший глава государства получает пенсию в 63 тысячи фунтов в год да еще зарплату в 60 тысяч как депутат парламента. В долларах на круг получается около 250 тысяч - жить можно.

Сильвио БЕРЛУСКОНИ, бывший премьер-министр Италии

После поражения на выборах в 2006 году Берлускони таскали по судам, подозревая в коррупции. Сейчас страсти поутихли, и сеньор Сильвио сосредоточился на медийном бизнесе, который взращивает два десятка лет. Не так давно он купил телеканал, специализирующийся на производстве реалити-шоу.

Кроме того, экс-премьер как президент футбольного клуба «Милан» совершает многомиллионные сделки по купле-продаже игроков. Состояние Берлускони оценивается в 12 миллиардов долларов.

Билл КЛИНТОН, бывший президент США

У Клинтона вполне приличная пенсия в 160 тысяч долларов в год. Кроме того, Билл колесит по стране и миру с лекциями про глобализацию, иудаизм, птичий грипп, терроризм, «зашибая» за одно выступление по 125 тысяч долларов. Билеты на его «концерты» сметаются вмиг, слушатели, особенно женщины, ловят каждое его слово, а после, словно не остыв от бурной ночи, выдыхают: «Он великолепен!» и «Это было сказочно!» При этом Клинтону удается удовлетворить амбиции еще одной женщины - супруги Хиллари, засобиравшейся в президенты. Муж ее активно поддерживает. Осталось Хиллари выиграть выборы и устроить в Белый дом какого-нибудь миловидного стажера.

Жак ШИРАК, экс-президент Франции

Пятый президент Пятой республики основал фонд, средства которого пойдут на помощь бедным африканским странам и борьбу с глобальным потеплением. За всю свою непростую жизнь Ширак заработал ежемесячную пенсию в 12 тысяч евро. Неплохо, если учесть, что, будучи президентом, он получал зарплату лишь в 6,5 тысячи евро.

А КАК У НАС

Михаил ГОРБАЧЕВ живет на пенсию (около 45 тысяч рублей) и на доходы от лекций. Было время, Михаил Сергеевич за выступление получал до 125 тысяч долларов.

А недавно экс-президент снялся в рекламе дорогих сумок и аксессуаров Louis Vuitton. Гонорар за фотосессию неизвестен, но эксперты уверены: счет идет на сотни тысяч долларов. Впрочем, деньги, как говорят, уйдут в «Горбачев-фонд». Вполне возможно, их потратят на издание книги-исповеди «мистера Перестройка».

Борис ЕЛЬЦИН после отставки тоже основал свой фонд. О нем известно меньше, чем о горбачевском. Официально он занимается проектами в образовании, культуре и здравоохранении, причем по сей день.

Пенсия Ельцина составляла, по некоторым данным, около 90 тысяч рублей (3/4 от оклада действующего главы страны).