2025: каким будет ТВ будущего?

На модерации Отложенный Официальная дата рождения телевидения — 7 сентября 1927 г. До столетнего юбилея осталось совсем немного, какие-то 20 лет. Каким будет ТВ? Кто станет законодателем мод в этом бизнесе? Все те же компании, что и сейчас, уверен глава студии «Леан-М» Тимур Вайнштейн: «Отпразднуем столетие спокойно и счастливо, на диванах перед голубыми экранами». Вайнштейн — дипломированный врач-психиатр и звезда КВН 1990-х. Успев поработать на таких проектах, как «Тема», «Час пик» и «Ищу тебя», по поводу телевидения вчерашний «парень из Баку» предпочитает не шутить. Да и тем для шуток набирается немного. «Люди меняются медленно и дорожат своими привычками, а основные схемы, по которым делаются передачи, уже давно просчитаны и опробованы», — говорит он.
Основанная в 2000 г. «Леан-М» уже выпустила множество хитов. Сначала были «Солдаты», потом «Счастливы вместе», «Дочки-матери» и более десятка других проектов. Компания крупная: оборот под $50 млн и более 500 часов сериалов в год. Это примерно одна пятая всего российского рынка. Вайнштейн уверен, что позиции крупных студий, подобных «Леан-М», со временем будут только укрепляться. Они уже всё продумали на много лет вперед.

НАДЕЖДА НА ЦИФРУ

Цифровое ТВ — рывок в будущее. Вайнштейн полагает, что благодаря ему Россия может проскочить этап платных кабельных каналов. Ведь россияне до сих пор негативно воспринимают идею платного ТВ — уж больно сильны советские привычки. Вайнштейн предрекает закат телевещателей как класса: «В будущем останется пара государственных аналоговых каналов и появится море цифровых». Чтобы выжить, телекомпаниям придется слиться с производителями передач. А телезрителю от этого будет одна сплошная польза. Производители смогут точнее исполнять их пожелания, действуя без посредников. Завладела тема умами людей — вот вам соответствующий канал. Или сериал — хоть о войне, хоть о пчеловодстве.

«Зритель имеет то телевидение, которого он заслуживает», — произносит сакраментальную фразу Вайнштейн. В Европе, например, люди менее телезависимы. Они смотрят отдельные программы. У нас же некоторые каналы стали органами, задающими ритм жизни, объединяющими семью воскресным вечером. Иногда бывает сложно понять, что тебе хочется посмотреть. Проще брать что дают. К сожалению, наши соотечественники привыкли безоговорочно верить «ящику» и слабо отличают реальность от вымысла. «Согласно опросам, только 4% всех телезрителей могут отличить телевизионный мир от настоящего. Вспомните хотя бы бутафорский телесуд “Федеральный судья” или популярные реалити-шоу, — говорит Вайнштейн. — Все они разыгрываются по жесткому сценарию».

Наш зритель любит сказки, но очень хорошо снятые. За последние 15 лет, считает глава «Леан-М», Россия по качеству программ сумела догнать и даже перегнать другие страны: «Уступаем только Великобритании и США».
Об удешевлении производства не может идти и речи. Чем дальше, тем оно будет дороже. Популярная за границей идея создавать передачи на основе любительского контента у нас не пройдет. Пусть на американском Current TV 30% программ создают любители, а голландский World Made Channel вообще работает только с непрофессиональными роликами. Вайнштейн непреклонен: для массового зрителя качество важнее «баловства».

Научив нас снимать, заграница сама начнет черпать вдохновение в России. В начале этого года Sony Pictures Television International приобрела контрольный пакет «Леан-М». Пока Sony рассчитывает подработать на внутреннем рынке — благо, по оценке Вайнштейна, сериалов и программ у нас производится чуть ли не вдвое меньше, чем нужно каналам. «Но в будущем ситуация переменится. Россия станет крупным экспортером программ и форматов, успешные идеи рождаются здесь одна за другой», — уверен Вайнштейн. Проблему нехватки технических и творческих кадров решат сами западные студии, наоткрывав собственных школ с преподавателями из Голливуда.

СИЛА ПРИВЫЧКИ

Вайнштейн не верит, что мобильное телевидение, о котором так много говорят, сильно изменит индустрию. Идея «триплея» (triplay — так принято называть возможности будущих устройств, объединяющих телевизор, мобильный телефон и ПК с выходом в Интернет) Вайнштейну в целом нравится. Однако такие приборы и через 20 лет будут далеко не у всех. Слишком много людей, которые любят смотреть телевизор дома на диване. Россия, как любая большая страна, меняет привычки медленно.

А что поменяется на съемочных площадках будущего? Тоже немногое. Чего там точно не будет — так это роботов-актеров, виртуальной реальности и других атрибутов фантастических саг. Разве что камеры будут все цифровые, это неизбежно. Уже сейчас студии предпочли бы снимать телевизионное кино с использованием «цифры», несмотря на то что одна 45-минутная серия при этом обходится в среднем в $350 000. Многие студии Голливуда уже перешли на формат Digital Cinema, растет число цифровых кинотеатров и в России. У нас уже есть более 1200 кинозалов, оборудованных Dolby Digital и способных начать кинопоказ в цифровом формате. Новые технологии съемок будут востребованы покупателями телевизоров высокой четкости (HDTV). В США уже около 60% семей приобрели такие телевизоры, не отстанем и мы.

Бывший психиатр, Вайнштейн тонко чувствует потребности зрителя. «Если отнять у людей телевидение, создавшийся вакуум будет нелегко заполнить», — говорит он. Конечно, Интернет — это мощная притягивающая сила. Но его использование — тоже своего рода труд. Надо сидеть перед монитором, щелкать мышкой. Телевизор же подразумевает расслабление, тапочки и пиво с попкорном.