Кошмар глобализации: кризисы и эпидемии

На модерации Отложенный

В этом году человечеству пришлось столкнуться сразу с двумя проблемами: продолжающимся мировым финансовым кризисом и новой угрозой – в лице пандемии свиного гриппа.

Причем глобализация, которой еще недавно радовались, на этот раз стала настоящей проблемой, поскольку кризис, или эпидемия, начавшаяся в одной стране, очень быстро распространяются на весь мир, цитирует РосБизнесКонсалтинг агентство Reuters.

Яркий пример тому – финансовый кризис, который начался в августе 2007 года в США и спустя полтора года охватил весь Земной шар, причем до сих пор власти не знают, как с ним бороться.

Теперь на цивилизацию свалилась новая напасть – эпидемия свиного гриппа. Начавшись в Мексике, всего лишь за несколько дней вирус распространился на всю Америку и даже успел доползти до некоторых европейских стран.

\"Скорость, с которой кризис распространяется по миру, просто пугающая. Текущий кризис оказался самым масштабным со времен Великой депрессии и продемонстрировал, насколько тесно связаны все мировые экономики\", - отмечалось в докладе по итогам Всемирного экономического форума-2008. Значительно быстрее, чем раньше, распространяются и заболевания.

Еще лишь несколько десятилетий назад распространение свиного гриппа заняло бы месяцы, а то и годы.

Однако сейчас счет идет на недели и даже на дни.

Конечно, нельзя отрицать, что глобализация имеет неоспоримые преимущества. Например, в случае краха одной части системы продолжают функционировать другие части.

Глобализация также означает, что риски могут быть распределены, что существенно облегчает борьбу с той или иной проблемой. Более того, чем сложнее система, тем она стабильнее.

Хотя, конечно, на этот раз о стабильности речи не идет.

\"Конечно, разнообразие текущей мировой системы позволяет распределять риски. Но в то же время возрастает риск мировой катастрофы\", - писал еще в 2005 году экономист МВФ Рагурам Раджан.

В свою очередь Эдвард Лоренц - американский математик и метеоролог, один из основоположников \"теории хаоса\" – утверждал, что незначительное влияние на систему могут иметь большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь в другом месте и в другое время.



Лоренц назвал это явление \"эффектом бабочки\": бабочка, взмахивающая крыльями в одном месте, может вызвать торнадо на другом конце света.

При этом в случае краха одного элемента системы может начаться \"эффект домино\". Именно это, по оценкам экспертов, и произошло в мировой финансовой системе больше года назад.

Между тем еще в 2006 году известный математик и трейдер Нассим Николас Талеб отмечал: \"Глобализация создала взаимосвязанную хрупкость, уменьшив волатильность и создав видимость стабильности. Мы никогда раньше не жили под угрозой глобального коллапса. Финансовые учреждения сливаются во все меньшее число очень больших банков. Все банки взаимосвязаны. Финансовая биосфера поедается гигантскими, кровосмесительными, бюрократическими банками, и когда один из них упадет - упадут все\".

Аналитики настаивают, что эта теория может применяться и по отношению к эпидемиям - глобализация лишь создала видимость стабильности и может в конечном итоге стать причиной эпидемической катастрофы.

При этом эксперты вспоминают чуму в Европе в XIV веке: тогда погибло порядка трети населения, но система не оказалась под угрозой исчезновения благодаря своей простоте.

Наконец, самое интересное: еще в 2007 году участники международного экономического форума писали в итоговом документе, что \"в сочетании с эпидемией мировой кризис может стать причиной краха существующей системы\". Тогда это были лишь догадки и размышления, но спустя полтора года этот мрачный прогноз сбылся.

В результате, говорят экономисты, власти начнут попросту \"закрывать\" свои страны и примутся за наращивание военного потенциала. Итогом такой политики будет новый передел сфер влияния.