Зачем Центробанк ослабляет рубль?

На модерации Отложенный

Мы страна парадоксов. Еще недавно четыре триллиона рублей было закачано в нашу прохудившуюся банковскую систему, чтобы не допустить обвальной девальвации рубля. Прошло всего несколько месяцев, и вот уже Центробанк скупает десятки миллиардов «живых» долларов с одной целью – не дать целковому слишком сильно укрепиться.

Если судить по отдельным репликам представителей нашего финансового мозга – ЦБ, то какие-то экстренные меры должны быть приняты в случае, если доллар просядет ниже отметки в тридцать рублей. Некоторые «горячие головы» вообще предвещают вторую волну спланированной и, как водится, бархатной рублевой девальвации. И все для блага нашего большого бизнеса. Поскольку от крепкого рубля страдают экспортеры (читай – те же нефтегазовые поставщики), наши компании и банки, обросшие некогда дешевыми долларовыми кредитами, как собака репьями. И в меньшей степени те немногочисленные предприятия, что стремятся воспользоваться эпохой подорожавшего бакса для реализации собственной программы импортозамещения. Последний вариант для страны предпочтительнее, но, к сожалению, он не столь масштабен, как кредитное обременение наших госкорпораций и компаний.

Всей вышеперечисленной группе нужен курс слабого рубля. В отличие, конечно, от большинства населения, получающего фиксированную зарплату в рублях.

Понятно, что желательно найти какой-то компромисс между интересами основной массы населения и большим бизнесом. Но пока задача эта выглядит явно не по плечу ЦБ. Тем более что наши капитаны экономики с пессимизмом рассматривают возможность работы, прежде всего на внутреннем рынке.

Это в Польше первый квартал дал экономический рост в 0,8 процента, что на фоне всеобщего падения выглядит маленькой сенсацией. А все потому, что тамошние паны кредитами зарубежными не увлекались и ставку делали на внутренний рынок.

К слову, о триллионах из бюджета, потраченных на поддержание экономики. Уже и президент признал, что деньги в реальный сектор фактически так и не пришли. Даже в сферу ВПК, где нет ни рубля из выделенных средств. Ни слабого рубля, ни сильного. Никакого.

И плюс наши пророки от экономики просто терроризируют граждан своими мрачными предсказаниями.



Давно замечено: стоит только главе ЦБ, Минфина или даже президенту с премьером поделиться хоть какимито позитивными предчувствиями выхода из ямы кризиса, как тут же раздается хор также вполне официальных лиц, уверенных, что до самого дна еще далеко. А поскольку кризис во многом в головах, любой негативный прогноз автоматически влияет на всю финансовую составляющую нашего хозяйства, в том числе и на волю банкиров развязать кредитный кошель. А потому предостережение Дмитрия Медведева о необходимости «попридержать языки» прозвучало как нельзя кстати.

Вопрос – послушают ли наши плюшевые пророки первое лицо в государстве? Стало уже общим местом желание привести в пример соседний Китай. Но, видимо, без такой авторитетной ссылки на нынешнюю «мастерскую мира» никак не обойтись. Тамошнее политбюро как приняло пакет антикризисных мер размером почти в пять триллионов юаней, так уже в первом квартале фактически было выделено сразу 80 процентов запрограммированных средств. И сколько бы на Западе ни говорили о неминуемом китайском крахе из-за того-де, что к концу года большинство таких кредитов не будет возвращено, китайские прогнозы крайне оптимистичны – рост в течение года до 8 процентов.

И, естественно, даже мысли не было у тамошних банкиров хоть на день задержать переправку средств в промышленность. Тем более что КПК твердо назвала десять индустриальных секторов, которые должны быть поддержаны – текстильный, машиностроительный, автомобилестроительный, судостроительный, металлургический, нефтехимический и т. д. Словом, все основные направления. Все сработало как часы. Еще бы! Расстреливать казнокрадов на стадионе в Китае еще не прекратили.

У нас же по-прежнему предпочитают в стиле шестнадцатого века сидеть на сундуках с сокровищами. Зарывать накопленные таланты (в смысле – валютные резервы) почти буквально в землю. И не идти навстречу кризису. А прятаться от него.

А с вечно ослабленным рублем ни инфляции не победить, ни добиться для него статуса хотя бы региональной валюты. Вот и очередная встреча стран БРИК, что пройдет через неделю в Екатеринбурге, вряд ли что-то добавит целковому.