Россия и Запад в осетинском вопросе: игра на нервах

Конечно, стороны нагнетают напряженность, демонстрируя серьезность своих угроз. Но войны, разумеется, не будет. Она никому не выгодна, она создаст лишь проблемы, которые ни Москва, ни Тбилиси не знают как разрешить.

Приблизительно так большинство российского экспертного и журналистского сообщества (включая и автора этих строк) описывали еще три недели назад перспективы грузино-российского противостояния. И все ошиблись. Эскалация взаимных угроз завершилась войной.

Нечто подобное происходит и теперь, когда эксперты по обе стороны Атлантики старательно убеждают друг друга в том, что новая холодная война невозможна. Действительно, у Вашингтона в первую очередь, да и у его западноевропейских союзников, более чем достаточно уже существующих проблем в области безопасности – Ирак, Иран, Афганистан, – чтобы позволить себе иметь Россию в качестве нового противника. Похоже, именно из этого исходили в Кремле последние года два, позволяя себе говорить всевозможные гадости в адрес Запада.

Пусть Путин говорит все, что ему заблагорассудится – ведь ему позарез нужно убеждать российских граждан в том, что страна «возрождается», успокаивали себя до поры до времени в Вашингтоне и Брюсселе. Ведь из этих грозных заявлений не следует ровным счетом ничего – за восемь лет Москва не предприняла никаких практических шагов, которые можно было бы рассматривать как военную угрозу для Запада. К тому же Путин весьма жестко контролировал уровень оборонных расходов. И траты на вооружения, которые в двадцать раз меньше американских, в принципе исключают возможность новой гонки вооружений. Чтобы она стала реальностью, Медведеву и Путину следует перейти к мобилизационной модели, «закрыть» рынок и начать тратить все нефтедоллары на военные цели. Что неизбежно скажется на популярности нынешних руководителей страны.

К тому же Россия и Запад позарез нуждаются друг в друге. Москва, конечно, может использовать свое положение поставщика энергоносителей для давления на некоторые страны. Однако в целом продавец даже больше зависим от покупателя, чем наоборот. Особенно если учесть, что другого такого рынка, как западноевропейский, у России нет.
Тем более что у Вашингтона есть опыт снижения цен на нефть и газ благодаря политическому давлению. В то же время США и Западной Европе нужно если не содействие, то хотя бы нейтралитет Москвы для того, чтобы успокоить Большой Ближний Восток, обеспечить через территорию России транзит грузов для обеспечения группировки НАТО в Афганистане, добиться прекращения ядерной программы Ирана и Северной Кореи.

Одним словом, как повторял в последние недели постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, никуда не деться с подводной лодки. Исходя из этого нехитрого соображения, Запад и Россия взвинчивают ставки. Чего бояться, если ничего случиться не может в принципе. Госдума и Совет Федерации единогласно принимают обращение к президенту Медведеву о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем самым у главы государства до крайности сузилось, если вообще осталось, хоть какое-то поле для внешнеполитического маневра. И это при том, что даже самые благожелательные к Медведеву западные лидеры вроде Ангелы Меркель тут же потребовали от него проигнорировать требование обеих палат Федерального собрания.

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил на прошлой неделе, что заседания Совета Россия-НАТО не возобновятся до полного вывода российских войск из Грузии. Наш адекватный ответ не заставил себя ждать. Встречаясь с отозванным из Брюсселя Дмитрием Рогозиным, Медведев заявил, что НАТО куда больше заинтересована в сотрудничестве с Россией, чем Москва — в сотрудничестве с Брюсселем. И пригрозил вовсе это сотрудничество прекратить.

Обе стороны делают все более жесткие заявления, рассчитывая, что хватит сил, чтобы остановиться. При этом расчет на то, что у другой стороны сдадут нервы и она пойдет на попятный. Ведь никто не хочет новой холодной войны. Так-то оно так, только вот эскалация угроз сама по себе может стать важнейшим фактором политики. Настолько сильным, что вопреки всем рациональным расчетам политики не смогут остановить ее, даже когда захотят. Последствия для Запада будут скверными. Для России – катастрофическими.

Источник: http://www.ej.ru/?a=note&id=8345

2
1651
0