Побоище в Мумбаи больше, чем бойня. Это – колоссальный кризис

На модерации Отложенный Пока в индийской деловой и финансовой столице Мумбаи (Бомбей) индийские силы безопасности пытаются подавить последние очаги сопротивления засевших в отелях и еврейском центре боевиков, предположительно, исламских экстремистов, аналитики пытаются спроектировать локальный бомбейский инцидент на более широкую региональную и международную сцену. 

По состоянию на день пятницы, 28 ноября, известно о трех задержанных боевиках, и по информации газеты Times of India, все они граждане Пакистана.

В перестрелках погибли в общей сложности 125 человек, включая шестерых иностранцев и 14 индийских полицейских. 327 человек получили ранения. Из них иностранцев - семеро, 26 полицейских и 294 индийца.

Итак, картина открывается тревожная, и тревога эта закономерна.

Ведь за чем-то подобным человечество имело несчастие наблюдать совсем недавно. Сразу после атаки террористов из "Аль-Каиды" на башни-близнецы в Нью-Йорке и на Пентагон 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты пошли войной на Афганистан и свергли режим талибов. Они там и увязли до сих пор со своими союзниками по НАТО, а талибы берут верх в битве, которой конца не видно. 

Затем США пошли еще дальше - в Ирак и увязли там точно так же, как и в Афганистане, если не хуже. 

Накануне атак 9/11 и позже лидер "Аль-Каиды" Усама бен Ладен неоднократно угрожал, что разорит экономически и в финансовом отношении своего главного врага - Соединенные Штаты, втянув их в вооруженные конфликты на Ближнем Востоке. Если внимательно присмотреться к ситуации, то можно видеть, что его угрозы сбываются, и Бараку Обаме страна досталась в тяжелейшем состоянии и подорванной финансовым кризисом, истоки которого не только в ипотеке, но и далеко за пределами США - в Афганистане и Ираке, где Америка несет огромное, если не непосильное, бремя расходов.

Теперь кризис в Мумбаи. Пока он представляется чисто внутренним делом индийского правительства.

Но это не так, говорят аналитики из интернет-издания Stratfor.com.

В своем аналитическом исследовании по следам событий в Индии, которые еще далеки от своего завершения, они приходят к выводу, что индийскому правительству с учетом внутренней обстановки практически не остается выбора, как обвинить соседний Пакистан в причастности к осуществленной экстремистами вылазке в Мумбаи.

Подобное обвинение и, как результат, потенциальная опасность раскручивания кризиса с вовлечением двух ядерных держав, подчеркивают стратеги, неизбежно заставит Соединенные Штаты вмешаться в события.

Дело в том, что индийское правительство хотя и может сказать, что напавшие на Мумбаи боевики - это местная экстремистская группировка, но тогда вся ответственность за провал разведки и сил безопасности, допустивших подобную атаку, падет именно на индийские власти. 

Связать же нападение с Пакистаном представляется более выгодным во внутриполитическом смысле, поскольку вызовет подъем националистических настроений. Поэтому аналитики из Stratfor считают, что официальный Дели пойдет именно этим путем, причем вне зависимости от того, кем на деле окажутся боевики - внутренними врагами из числа действующих в Индии экстремистским групп или засланными извне террористами.

В 2002 году Индия и Пакистан, обе ядерные державы, уже оказывались на пороге горячего конфликта, когда вооруженному нападению подверглось здание индийского парламента в Дели. Тогда индийское правительство увязало теракт с Пакистаном. Разрешить кризис помог Вашингтон, выступивший посредником. Американцы потребовали от Пакистана усилить нажим на исламистов, что предопределило позицию пакистанского правительства в отношении исламских радикалов внутри страны.

Надо заметить, что это, в свою очередь, повлекло за собой ответные шаги экстремистов, не только покаравших смертью лидера пакистанской оппозиции Беназир Бхутто, но и осуществивших чудовищный взрыв в Исламабаде 20 сентября, когда террорист-смертник подорвал один из лучших столичных отелей американской сети Marriott с огромным числом жертв.


Ныне ситуация в некотором смысле повторяется. Индия никак не сможет сидеть сложа руки - ей придется предпринять какие-то ответные действия в отношении Пакистана, иначе под ударом окажется авторитет индийского правительства внутри страны.

От Пакистана Дели может публично потребовать немедленного подавления исламских радикалов, особенно в Кашмире.

Такое требование идет рука об руку с тем, чего собственно добиваются от Исламабада Соединенные Штаты, отмечают аналитики. Такие требования об усилении противодействия экстремизму и терроризму в Пакистане при новой администрации Барака Обамы могут заметно усилиться, полагают они.

Опять-таки, в результате, Пакистан оказывается между молотом и наковальней.  

У индийцев и американцев появится общий интерес к тому, чтобы принудить Пакистан действовать быстро и решительно. Пакистанское же правительство опасается дальнейшей дестабилизации, если на него будет оказываться давление, о чем Исламабад уже предупреждал.

Но Индия не сможет отступиться и отступить в любом случае.

США же, скорее всего, попробуют извлечь для себя преимущества и уступки со стороны Пакистана, прежде всего, в вопросах ситуации в Афганистане.

Таким образом, все указывает на возникающий серьезный кризис не только с вовлечением Пакистана и Индии, но и внутри Пакистана, поскольку пакистанское правительство оказывается между двух огней - со стороны иностранных держав и реалий внутренней обстановки.

Вследствие этого возможна грандиозная дестабилизация Пакистана, что особенно плохо, учитывая его ядерный статус.

Обращает на себя внимание и то, что нападение на Мумбаи весьма похоже на отработку новых методик террористических атак, хотя, конечно, нечто подобное происходило ранее, как отмечалось выше, но никогда в контексте столь многосторонней, хорошо подготовленной, продуманной акции. 

Фактически, события в Мумбаи в последние двое суток демонстрируют потенциальную возможность того, как группа или несколько групп террористов за счет осуществления единовременных атак сразу в нескольких городах способны парализовать целую страну, захватив в заложники не только иностранцев, но, к примеру, и персонал иностранных дипломатических миссий.

Атака на Мумбаи проявила и слабости структур разведки и контрразведки, которые допустили подобный ужасающий провал. 

В одной из своих книг писатель Том Клэнси провидчески изобразил, как лайнер, захваченный злоумышленником и обрушенный на здание конгресса США, способен в мгновение ока лишить великую державу правительства. Затем последовали события 11 сентября 2001 года, как наглядное подтверждение пророчества Клэнси - он написал книгу за несолько лет до атаки на башни-близненцы.  

Кризис в Мумбаи, если взглянуть на перспективу, показывает, как мотивированные, хорошо скоординированные и вооруженные террористы способны замахнуться не на один отдельно взятый город, а на целое государство - без вторжения армий, объявления войны и боевых действий в их привычном понимании. 

Но и не это главное. Куда важнее понять: зачем и кому это понадобилось и кому и когда понадобится еще? Ясно, ведь, что нападение на Мумбаи - лишь "приглашение" к кризису.

Неужели вновь Усама бен Ладен с его стратегическим гением борца против Америки? Или он не одинок в сети мировых заговоров, тайных замыслов и операций с далеко идущими последствиями?