Что Запад может противопоставить российской \"трубе\"?

На модерации Отложенный

Каждый раз, когда Кремль считает, что должен наказать прозападный лагерь на Украине, находящийся под контролем государства поставщик энергии "Газпром" грозит с 1 января вдвое увеличить цену на газ для Украины или перекрыть газовый вентиль. Это уже превратилось в утомительный ритуал, пишет сегодняшняя Die Presse. "Каждый год это будет происходить по новой до тех пор, пока Кремль будет беспрепятственно использовать "Газпром" как политическое оружие", – уверен корреспондент газеты Оливер Гримм.

На первый взгляд, рассуждает далее автор материала, отсутствие стремления у Евросоюза более четко озвучивать свои политико-экономические интересы в разговоре с Москвой понятно: ЕС не хочет портить отношений с Россией, поставщиком более двух третей европейского газа и более трети нефти.

"Неужели у Запада нет возможности противостоять российской газопроводной политике?" – задается вопросом Оливер Гримм. Все-таки есть: во вступившем в силу в 1998 году Договоре по Энергетической хартии есть незаслуженно обойденное вниманием постановление, которое подводит правовые и рыночные основы под международные сделки с энергией. Россия подписала этот договор, но не ратифицировала его – а теперь Кремлю и в страшном сне не приснится, что он это сделал. "И неудивительно: договор содержит подробные и четкие указания о защите от иностранных инвесторов в энергетическом хозяйстве, а также порядок решения спорных вопросов при отчуждении собственности".

Как отмечает издание, Кремль при этом считает, что нератифицированный договор его никак не касается. Однако эксперты с этим не согласны: они указывают на параграф 45, утверждая, что в нем скрываются опасные для Москвы моменты. Во-первых, он предполагает, что государство, препятствующее временному исполнению условий договора, должно объяснить свою позицию – Россия этого не сделала. Во-вторых, параграф предусматривает, что государство может впоследствии прекратить временное действие договора. Россия этого также не сделала. Но даже если бы Россия и выполнила эти условия, в договоре существуют предписания, гарантирующие в течение 20 лет выполнение тех частей договора, в которых говорится о защите иностранных инвесторов и урегулировании споров.

На днях эти положения должны будут пройти непростое испытание с далеко идущими последствиями. Арбитражный суд в Гааге приступает к рассмотрению иска бывших основных акционеров нефтяного концерна ЮКОС, который был сначала национализирован, а потом раздроблен на части. Речь идет о сумме в 100 млрд долларов компенсации. Это станет причиной головной боли Москвы на фоне тающего Стабфонда и падающих курса рубля и цен на нефть, заключает издание.

Оливер Гримм