Платежеспособность США поставлена под сомнение

На модерации Отложенный

На этой неделе впервые за 70 лет мировые рейтинговые агентства поставили под сомнение платежеспособность Соединенных Штатов Америки.

Агентство "Стэндарт энд Пурс" изменило прогноз долгосрочного рейтинга американских долговых обязательств со стабильного на негативный. Эксперты объяснили свое решение "объективным риском". По их мнению, власти страны могут так и не прийти к компромиссным решениям проблемы бюджетного дефицита и в финансовой политике в целом. Официальный Вашингтон поспешил успокоить: по заявлению министра финансов США Тимоти Гайтнер, темпы роста экономики США значительно выше, чем других основных экономик мира. Экономические итоги этой недели Елена Щедрунова обсуждала с экономическим обозревателем телеканала "Россия 24" Александром Кареевским в студии радио "Вести ФМ".

Щедрунова: Всем доброго дня, доброго утра – кому как, кто как проснулся, это называется.

Кареевский: Здравствуйте.

Щедрунова: "Экономический подъем" в действии. Александр Кареевский и Елена Щедрунова. На самом деле, смешно-то смешно, но в начале недели пришла новость, которая должна была потрясти мировую экономику.

Кареевский: И совсем не способствовать подъему.

Щедрунова: Да. Но совершенно как-то очень странно мировой рынок на это отреагировал. Я имею в виду, что рейтинговое агентство S&P взяло на себя героическую просто задачу и объявило негативный прогноз по суверенному долгу Соединенных Штатов.

Кареевский: Да уж, это точно.

Щедрунова: Помнишь, мы с тобой много говорили: эти рейтинговые агентства, которые просто гнобят…

Кареевский: Да-да, мы их уличали в несправедливости, в нечестности.

Щедрунова: Да. Гнобят европейские страны, не замечают то, что происходит в США. SNP заметило наконец-то, обнародовало. И удивительное дело… Наш-то рынок припал, а американский вообще так чуть-чуть всколыхнулся и быстренько об этой новости забыл. Такое ощущение, что они живут в какой-то своей реальности.

Кареевский: Не совсем он, конечно, забыл. Понятно, забыл – в смысле того, что он начал расти. Да, он упал на процент по итогам торгов в это время.

Щедрунова: Всего-навсего.

Кареевский: Сначала фьючерсы падали после этой новости (а она пришла где-то в 17 часов по Москве), падал фьючерс на индекс S&P 500, так забавно, даже почти на два процента, то есть вроде как они реагировали. Затем, подумав немножко, они поняли, что на самом-то деле это только предупреждение, это изменение взгляда, это не изменение рейтинга, так называемый аут-лук. И понятно, что в течение двух лет вот это изменение рейтинга… То есть S&P может в течение двух лет с вероятностью 33 процента (это треть) снизить рейтинг.



Щедрунова: То есть S&P предупредило, что называется, мы вас предупредили.

Кареевский: Да, что вопрос надо решать быстрее. Мы с тобой в прошлую программу говорили о том, как остро идут дебаты в Штатах по поводу сокращения бюджетного дефицита. И вот это предупреждение S&P, оно должно было подвигнуть американскую элиту к более такому консолидированному решению по этому вопросу, потому что они, похоже, разошлись во мнениях, во всяком случае две основные партии.

Щедрунова: То есть это внутренние игры на самом деле и политические в какой-то степени.

Кареевский: Я думаю, что да. Я думаю, что да, потому что, во-первых, сейчас весь мир на это смотрит, потому что затягивание этого процесса, оно негативно влияет на доллар, негативно влияет на рынок облигаций. И, естественно, это не может продолжаться слишком долго. Но так как болезненное решение нужно принять, сокращение расходов бюджета – это всегда проблема, тем более в Штатах предлагается все-таки социальные статьи, и прежде всего здравоохранение, сокращать, кроме Барона и так далее. Но заявление такое вот от S&P, оно не на шутку встревожило администрацию Обамы, буквально сразу выступил Тимоти Гайтнер, министр финансов. Он, правда, очень невнятно что-то сказал.

Щедрунова: Что скажешь в этой ситуации?

Кареевский: Он считает, что да, неоправданное решение, конечно, и вот экономика восстанавливается, и мы, в общем-то, находимся все ближе и ближе к этому консенсусу по сокращению бюджета. Но на самом деле вопрос стоит очень остро. Сам Барак Обама поехал по стране, и он выступал в том числе и перед аудиторией Facebook, интересные вещи говорил, то есть он так продвинуто это делал, с точки зрения нынешних технологий информационных.

Так вот, там была интересная мысль у Обамы – слишком быстрое сокращение бюджета может привести к новому витку кризиса из-за того, что расходы бюджета приведут к увеличению безработицы и соответственно падению спроса в Штатах и новому витку кризиса. Вот так вот он объяснял свою позицию. Он демократ, а демократы меньше хотят сокращать дефицит бюджета, чем республиканцы. У республиканцев более амбициозная программа по сокращению бюджетного дефицита, которая больше нравится рынкам, и это могло бы поднять доллар, во всяком случае остановить его падение. Потому что на этой неделе все продолжалось то же самое: золото показывало новый максимум, нефть пока не новый максимум, но тоже не думает падать ниже уровня 120 долларов.