Будут ли в России очереди за дешевым хлебом?

На модерации Отложенный Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум российских граждан, в январе выросла на 4,6 процента по сравнению с декабрем. Это почти в два раза больше, чем рост потребительских цен в целом за месяц. Эксперты полагают, что в дальнейшем продукты в стране будут дорожать не столь резко, но в целом за год их удорожание все равно превысит инфляцию, которая по текущей оценке правительства, может составить от 13 до 14 процентов.

"Большой скачок цен в январе был обусловлен ростом тарифов, — поясняет аналитик инвестиционной компании АТОН Ксения Аношина. — В следующие месяцы таких сильных скачков не ожидается, но в то же время факторов для существенного замедления продуктовой инфляции пока нет. Удорожание продовольствия будет выше инфляции. В основном это связано с большой долей импортного сырья в себестоимости продуктовых товаров. Мы ожидаем, что годовая продуктовая инфляция будет на уровне 15-16,5 процента".

Еще более мрачные прогнозы у аналитика компании "Финам Менеджмент" Максима Клягина. "Несмотря на негативные последствия глобального финансового кризиса, общее замедление темпов роста экономики, и, как следствие, снижение реальных располагаемых доходов граждан и падение платежеспособного спроса, темпы роста цен как на продовольственные, так и на непродовольственные товары у нас будут оставаться весьма высокими и, скорее всего, будут опережать уровни прошлого года. Что касается продуктов, то мы полагаем, что достаточно оптимистичным сценарием будет увеличение цен по итогам года на 20-25 процентов", — говорит аналитик.

Эксперты отмечают, что по отдельным категориям продовольственных товаров рост цен по итогам года окажется выше среднего. В частности, по словам Ксении Аношиной, из-за ослабления рубля следует ожидать значительного подорожания таких преимущественно импортируемых продуктов, как чай, кофе, говядина и свинина.

"Думаю, мы увидим высокие темпы роста цен даже на те товары, которые преимущественно производятся российскими производителями, — далек от оптимизма Максим Клягин. — Что касается конкретных групп, то здесь существенной разницы по сравнению с показателями прошлого года не будет. По-прежнему высокими темпами будут дорожать мясо и мясопродукты, молочные продукты, наверняка алкоголь".

Эксперты рынка сомневаются, что проведенная девальвация рубля сможет поддержать национальных сельхозпроизводителей, сделав их продукты более конкурентоспособными.
"В январе мы уже наблюдали довольно существенное, более чем на 35%, снижение импорта, — признает Клягин из "Финам Менеджмент", — но у российских производителей есть только теоретические возможности усилить свои позиции. Конъюнктура в общем положительная, но этот потенциал в значительной степени нивелируется другими негативными процессами, такими как снижение платежеспособного спроса, рост собственных издержек, кредитный шок".

Министерство сельского хозяйства России объявило о намерении в ближайшее время установить так называемые "индикативные", или средние по стране цены на основные социально значимые продукты питания (в первую очередь, это молоко, мясо, яйца, сахар и зерно). По словам министра Алексея Гордеева, методика их определения уже разработана, а сами цены должны стать основой для соглашений между производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции. Аналитик компании "Калита-Финанс" Андрей Ганган полагает, что таким образом министерство пытается определить структуру издержек сельхозпроизводителей и проследить влияние конкретных статей затрат на стоимость конечной продукции.

Однако эксперт сомневается в жизнеспособности такой инициативы в нынешних российских реалиях: "Во-первых, многие производители могут не захотеть раскрывать свою структуру издержек, боясь, например, лишиться государственных субсидий и дотаций. Во-вторых, методика расчета цен полностью не раскрыта, и определить усредненную рентабельность для всех предприятий нашей страны крайне сложно — они работают в разных регионах с разными агроклиматическими условиями. Соответственно, для каждого уровень рентабельности и структура издержек будут разными". Возможно, более эффективным был бы механизм региональных бирж, куда производители могли бы выходить напрямую, отмечает Ганган — тогда цена основных продуктов питания определялась бы на основе рыночного спроса и предложения.

Пока же власти пытаются регулировать внутренний продовольственный рынок иными методами — в частности, путем нажима на продуктовых ритейлеров, которые сейчас сильно нуждаются в заемных средствах. "Государство готово предоставить такие кредиты через Сбербанк и ВТБ, но взамен оно требует не повышать цены на определенные виды продовольствия, на хлеб, например, — объясняет Аношина из АТОНа, — эта идея недавно прозвучала. А дальше список может существенно расшириться".