Почему \"Батька\" до Москвы не доехал

Заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии может состояться ближе к середине месяца, ориентировочно 10 декабря. Предполагалось, что Александр Лукашенко приедет в Москву 1 декабря. Однако и визит, и заседание Госсовета оказались отложены. Официальная формулировка: стороны не смогли принять повестку дня. Причем, по одной версии, из Минска пока нет ответов на поставленные вопросы. Однако сподвижники белорусcкого президента яростно это отрицают: "батька", мол, всегда готов. В окружении Лукашенко кто-то даже предложил опубликовать служебную переписку о подготовке скандального заседания. "Формально инициаторами переноса выступили мы", - легко соглашаются высокопоставленные источники "Известий" в Кремле.

Однако для того, поясняют они, были более чем веские причины. Белорусская сторона, утверждают наши собеседники, в последний момент решила вносить в повестку заседания вопросы, явно непригодные для обсуждения в таком формате. Как, например, вопрос цены на газ.

В бюджете Белоруссии на следующий год почему-то заложена цена в $140 за тысячу кубометров. И это при том, что, по прогнозным оценкам, в 2009 году она будет значительно выше - в районе $200. Видимо, потому белорусский вице-премьер Андрей Кобяков и заявил на днях, что Минск намерен инициировать переговоры о снижении цены на газ из-за падения цен на нефть. Вот и инициировали.

"Никаких оснований для пересмотра действующего контракта мы не видим", - сообщили в понедельник источники "Известий" в "Газпроме". Этот пятилетний контракт цену на газ для Белоруссии ставит в зависимость от среднеевропейской - с понижающим коэффициентом. Да, по существующей формуле расчета газовые цены действительно зависят от нефтяных, но на среднеевропейской стоимости газа падение "черного золота" пока сказалось не очень сильно. Ведь в расчет берутся долгосрочные, за несколько месяцев, показатели. Так что, резюмируют в "Газпроме", Минску на некое договорное снижение цены рассчитывать не приходится - оно происходит автоматически, по формуле, и, скорее всего, Белоруссия ощутит его не раньше 2010 года.

В Кремле, в свою очередь, напоминают: именно под предстоящее повышение цены на газ Белоруссия попросила у России кредит в $1 миллиард. И в середине осени его благополучно получила. То есть что, теперь и с миллиардом, и со сниженными ценами? Плюс ко всему белорусская сторона недвусмысленно намекнула, что готова взять и еще один кредит - ровно на такую же сумму.

Остальные разногласия - уже скорее как следствие. Лукашенко, например, в последние дни весьма настойчиво повторял (преимущественно в интервью европейским СМИ), что Союзное государство должно строиться "на равноправной основе". То есть, продолжают эксперты, по принципу "одна страна, один голос". Но в экономике, например, равноправием и не пахнет, а оттого подобные принципы кажутся Москве как минимум несправедливыми. "Белорусская сторона пыталась подменить текущие рабочие переговоры политизированным подходом, а мы не готовы еще раз публично объяснять, что нельзя ставить телегу впереди лошади" - так мотивируют причины переноса заседания кремлевские собеседники.

То, что в Союзном государстве на самом деле никакого союза нет, - давно не секрет. Но сейчас все обиды всплыли на поверхность. В том числе и относительно свежая, связанная с тем, что Белоруссия (читай - Лукашенко) до сих пор, несмотря на все заверения, не заявила о признании Южной Осетии и Абхазии. "Вон, Лавров его сколько лет везде защищает, а он..." - срываются с дипломатических недомолвок дипломаты.


Тем не менее источники "Известий" в МИД не выказали особого разочарования в связи с очередным демаршем Минска. "Это продолжение, скажем так, "многовекторной" политики, которую уже давно ведет Лукашенко. Вряд ли это можно назвать сюрпризом". Высокопоставленный источник нашей газеты подтвердил европейские "ноги" в поведении "батьки", который "ищет выгоду везде, где только можно".

По словам собеседника "Известий", "события в Грузии подхлестнули западников преодолеть препятствия, которые раньше они считали непреодолимыми, - отсутствие демократии, свободы СМИ и политическая цензура в Белоруссии". К тому же нашлись страны, которым очень хочется проявить себя в роли локомотивов сближения ЕС с восточным соседом. В данном случае речь идет об инициативе Швеции и Польши "Восточноевропейское партнерство".

Программа, предложенная этими, прямо скажем, не очень дружественными по отношению к России странами, будет презентована в среду в Брюсселе. И если раньше предполагалось участие в ней постсоветской "пятерки" - Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана и Армении, то теперь двери откроют и Белоруссии. В Минске, судя по всему, очень этому рады.

По некоторым данным, Лукашенко уже обещал ЕС пойти на уступки в обмен, разумеется, на дивиденды. Прежде всего - отменить действие закона о СМИ, предполагающего контроль над интернетом. Кроме того, принять либеральные поправки в избирательный кодекс и уголовное законодательство - из него уберут положение об уголовной ответственности за участие в неформальных организациях.

Участие в "Восточноевропейском партнерстве" - это, конечно, приманка, не сулящая реальной евроинтеграции, но как бы приобщающая к европейским ценностям. За верность обещано упрощение визового режима (в долгосрочной перспективе - отмена оного); присоединение к Договору об энергетическом содружестве; подписание Договора об ассоциации - без гарантии последующего вступления в Евросоюз; создание зон свободной торговли с ЕС.

Пока все это выглядит достаточно умозрительно. Скорее всего сомнения есть и у Минска, который, проводя "многовекторную политику", пытается выцыганить себе как можно больше у всех участников процесса. Но, как отметил высокопоставленный источник "Известий", Белоруссии самой придется распределять свои приоритеты - "никакого давления с нашей стороны не будет".

"Дружбе" нашли замену 

В понедельник, пока дипломаты из Москвы и Минска обменивались взаимными упреками, стало известно о том, что премьер Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2). Она соединит город Унечу в Брянской области с балтийский портом Усть-Луга. Предполагается, что по этой ветке можно будет прокачивать до 50 млн тонн в год. Ориентировочные сроки строительства - 18 месяцев.

Идея создания БТС-2 возникла в момент самого острого конфликта между Россией и Белоруссией, когда в начале 2007 года Европа четыре дня не получала российской нефти по нефтепроводу "Дружба" из-за транзитных претензий белорусской стороны. БТС-2 как раз является альтернативой "Дружбе" - предполагается, что с ее помощью можно будет поставлять нефть в Европу в обход территории Белоруссии.

Екатерина Григорьева, Ксения Фокина

Источник: http://izvestia.ru/politic/article3123109/

0
1060
0