Российская национализация рассекречена

На модерации Отложенный

В минувшую субботу глава Внешэкономбанка (ВЭБа) Владимир Дмитриев открыл страшную государственную тайну. Впервые в интервью телеканалу "Россия" он рассказал, в акции каких компаний было вложено 168 млрд рублей, выделенные ВЭБу правительством на поддержку фондового рынка. "Известия" решили разобраться, насколько эта мера оказалась действенной и как дальше государство распорядится своей новой собственностью.

Осенью прошлого года правительство всеми силами тушило пожар кризиса. Тогда и было принято решение выделить 175 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на поддержку фондового рынка, который, как известно, первым оказался в эпицентре финансовых проблем. Достаточно вспомнить, что с мая 2008-го индекс РТС всего за полгода упал почти в 5 раз.

Инвестировать средства в акции "голубых фишек" предоставили ВЭБу. Что он и сделал, недобрав лимит в 7 млрд рублей. В итоге на фондовом рынке оказалось 168 миллиардов. Правда, и Минфин, по чьей инициативе была проведена спасательная операция, и Внешэкономбанк долго не признавались, ценные бумаги каких компаний получили поддержку.

И только в минувшую субботу глава ВЭБа Владимир Дмитриев раскрыл масштабы спецоперации. Он рассказал, что на деньги из ФНБ были приобретены "акции крупнейших российских компаний, причем не только с государственным участием, понимая, что они являются неким индикатором в целом отношений инвесторов к российскому фондовому рынку".

- Мы вкладывали средства и в "голубые фишки" российских крупнейших коммерческих банков с государственным участием: ВТБ, Сбербанк, "Роснефть", "Транснефть", "ЛУКОЙЛ", ряд других компаний, - поведал Дмитриев.

На вопрос, знали ли осчастливленные, что их ценные бумаги поддерживались государством, он с улыбкой ответил, что "если и не знали, то наверняка догадывались". На самом деле обнародованный им список не стал сюрпризом и для аналитиков.

- Эти компании (вместе с "Газпромом") составляют примерно половину индекса РТС, - говорит главный экономист "Финам" Александр Осин. - Поэтому нет ничего удивительного, что именно в них вложился ВЭБ.

Но были и другие основания поддержать компании, упомянутые Владимиром Дмитриевым.

- Если говорить про банки, то их нужно было докапитализировать любой ценой, чтобы они смогли выполнять нормативы по достаточности капитала, - полагает начальник аналитического отдела инвесткомпании "БрокерКредитСервис" Максим Шеин.

- Нефтяные компании более самодостаточны, но, возможно, им понадобились средства на какие-то срочные покупки.

Как считают эксперты, поддержка свою роль сыграла. По мнению Александра Осина, ситуация на рынке более-менее стабилизировалась. При этом акции компаний, в которые вложился ВЭБ, росли лучше рынка.

- С начала года российский фондовый рынок, переживший кризисный обвал по осени, поднялся уже на треть. А рост по акциям, которые приобрел ВЭБ, превысил инфляцию, - поделился радостью Дмитриев.

Правда, еще в прошлом году инвестиции в акции компаний Внешэкономбанк прекратил. Будет ли продолжена эта практика сейчас, когда на фондовом рынке велика вероятность коррекции?

Еще в прошлом году правительство отказалось от идеи поддержки бирж. Чиновники Минфина неоднократно заявляли, что теперь рассматривают инвестиции в акции российских компаний в качестве диверсификации вложений средств ФНБ. До этого, напомним, деньги фонда вкладывались только в зарубежные ценные бумаги.

- Как долго государство останется крупнейшим собственником бизнеса, решатьуже не ВЭБу, - пояснил Дмитриев.

Еще раньше он заявил, что судьбу портфеля акций, собранного Внешэкономбанком, определит государство. За Минфином и правительством также ответ на вопрос, будет ли ВЭБ в этом году выходить на рынок акций.

* * *

Средства "молчунов" направят на строительство трубопровода?

Как рассказал Дмитриев, в Госдуму поступил законопроект, который разрешает ВЭБу - и это уже согласовано с правительством - вкладывать пенсионные деньги не только в госбумаги, но и в первоклассные бизнес-проекты. В качестве примера глава Внешэконом-банка привел трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", который строит "Транснефть".

Под этот проект нужны ресурсы, в том числе рыночные. "Как только будут приняты поправки к закону, мы сможем с "Транснефтью", с любыми другими крупными компаниями, реализующими те или иные проекты, договориться о том, что под каждый проект они смогут выпускать облигации и, будучи высоконадежными заемщиками, будут вправе рассчитывать на пенсионные деньги, инвестированные в эти облигации", - сообщил Дмитриев. По его словам, такие инвестиции могут обеспечить пенсионным накоплениям доходность, превышающую инфляцию. Сейчас похвастаться этим ВЭБ не может. По его данным, доходность от инвестирования за прошлый год составила минус 0,46%, а за три года - всего 3,71%.