Почему в России решили сэкономить на детях?

На модерации Отложенный «Кризис… Каждый из нас понимает и переживает его по-своему. Нам очень долго и очень упорно объясняли, что мы, бюджетники, будем самой защищенной частью населения нашей страны в эти непростые дни. Даже предупреждали, что в условиях грядущей в Ленинградской области безработицы (в размере 200 тыс. человек) защищенность учительства будет вызывать раздражение, недовольство и даже агрессию. Скажем прямо — как бы ни пугало последнее, нас устраивало это положение и мы свято верили, что именно так всё и будет, но информация, которая поступает в школы в последние дни, отрезвляет нас и расставляет всё по местам…» — этими словами начинается письмо, написанное директором одной из школ Ленинградской области.

Опасения автора письма связаны с тем, что уже в начале 2009/2010 года учителям, возможно, нечем будет платить зарплату. Какой выход? Закрыть школу? Еще вариант — увольнять людей с должностей, без которых «школа может спокойно прожить», то есть закрывать группы продленного дня и кружки, увольнять сторожей, уменьшать штат уборщиц. Таким образом можно сократить фонд заработной платы. «Экономия, экономия, режим строжайшей экономии, — не без иронии продолжает учитель. — Предлагается не оплачивать «замену уроков»… но просто никто не согласится идти на замену, и дети будут сидеть в коридорах, ожидая начала следующего урока».

«Предлагается весь финансовый год не выплачивать доплаты, надбавки и премиальные… Может быть, для больших школ это и выход, но для маленьких сельских школ это означает, что учитель получит зарплату только за часы, которые он ведет, и никаких надбавок за ведение методической работы, заведование кабинетом, ведение общественной работы, организацию бесплатного питания уже не будет».

Чтобы доказать, что школы тратят очень много бюджетных средств, в образовательные учреждения направляются разного рода проверки и ревизии, а те показывают в своих актах «нецелевое использование средств».

По некоторым уголкам России уже поползли слухи о том, что в целях экономии количество классов будут сокращать, а вот число учеников в них, наоборот, увеличивать. В официальных документах вовсю фигурируют слова об «оптимизации расходной части» бюджетов и снижении расходов.

«В связи с кризисом были просеквестрированы бюджеты, — говорит «Часкору» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Нас волнует, что большая часть сокращений касается именно социальной сферы и образования, где-то от 15 до 30%. Но этого нельзя делать! В России и так 26 тыс. школ, которые вообще непригодны для занятий, а это 42% всех российских школ. Мы можем получить еще одну Беляевку, где во время обрушения здания погибли одиннадцатиклассники».

По словам Комкова, часть предметов сейчас стали переводить на самоокупаемость: «Родители будут вынуждены платить за них из своих карманов. Сократились ставки по кружкам, развивающим работам, а это компьютерные классы, изо, музыка, иностранные языки. Из-за нищеты школы будут просто закрывать, часть детей окажется на улице».

Почти все школы сейчас переходят на нормативно-подушевую систему финансирования, которая была введена с 1 декабря 2008 года. На практике это означает, что каждый ученик оценен в определенную сумму. Работники теперь должны получать зарплату в зависимости от количества и качества оказанных услуг, а не по разрядам, как было раньше.

«Никто не приобрел, только потеряли, — говорит один из опрошенных «Часкором» учителей.
— А еще нас спрашивают, почему это мы такое количество часов нахватали? Жадные до денег? Нет, просто работать некому. Я не выйду, никто больше не выйдет».

Сергей Комков говорит, что с самого начала было ясно, что новая система оплаты — это ошибка. И если в городах-миллионниках зарплаты подросли, то в сельских школах за счет нововведений заработок учителя (в среднем 6—8 тыс. рублей) снизился чуть ли не на треть.

«В нашем городе еще не введена новая система оплаты труда, но мы уже на собственной шкуре чувствуем ее приближение, — пишет один из участников региональных школьных форумов. — В плане реорганизации в погоне за наполняемостью классов (25 человек) нас принуждают сливать классы. В классах сидят по 36—39 человек! Работай учитель, ты всё выдержишь! Действительно пострадали малокомплектные школы, их просто закрывают; невыгодно содержать, вместе со школой вымирает село, деревня».

Сократить фонд заработной платы — одна из самых расхожих формулировок последних месяцев. Для столиц это пока не так критично (московские и питерские школы более богатые и защищенные, чем провинциальные), но даже оттуда уже поступают тревожные сигналы. В распоряжении редакции оказалась факсограмма, подписанная замруководителя департамента финансов Москвы Губановой. В конце прошлого года этот факс спустили в несколько столичных школ. Московские школы известили о снижении планируемых расходов. Скажем, по оплате труда с начислениями в 2009 году школы должны понизить этот показатель на 5%: «Объем расходов на заработную плату должен быть обеспечен за счет оптимизации штатных расписаний подведомственных учреждений, больничных листов и применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога».

«Сейчас многие терпят, — говорит «Часкору» один из столичных учителей. — Хотя мы понимаем, что невозможно сократить фонд заработной платы, не уменьшив зарплаты, что бы они там нам ни писали. Но как только слетят зарплаты, наступит время свободы. И ты уже не сможешь приказывать учителю, что ему делать и как. Хотя московские школы в этом смысле абсолютно непоказательны, мы найдем, как заработать. А вот что делать с сельской школой? Вот где нужна помощь государства». Расходы на коммунальные услуги в этом году надо будет понизить на 3%. Но: «При этом размер тарифов, учтенный в первоначальном варианте проекта бюджета, не меняется. Экономия расходов по оплате коммунальных услуг должна быть обеспечена за счет применения энергосберегающих мероприятий».

«Но как мы можем экономить на коммунальных расходах, если тариф не снижается? — удивляются учителя. — Как они себе это представляют! Да пошли они на фиг! Надо было раньше думать о том, чтобы поставить датчики движения, установить терморегуляторы, это бы потом окупилось, а что сейчас? Учительницы должны ходить по коридорам и туалетам и выключать за всеми свет?» Остальные расходы попросили понизить еще на 10%.

«Я вижу недовольство учителей, хотя вряд ли оно выльется в митинги и демонстрации, — говорит редактор Zavuch.info Евгений Барановский. — Но мы будем выражать свой протест в письмах, требованиях открытого обсуждения, мы хотим донести обществу наши проблемы».

Правда, есть и ободряющие высказывания: «Кризис — это очень хорошее время. Он всё расставит по своим местам. Мы сможем увидеть авторские школы. Когда у тебя не будет денег, ничего вообще не будет, ты всё равно будешь ходить в школу и что-то выдумывать».