Как победить \"Единую Россию\"

На промышленной периферии успела сформироваться новая политическая культура, далекая от Путина, Медведева, коммунистов и вообще всего того, о чем говорят по телевизору

Про выборы 11 октября сказано уже много и ясно, что будет сказано еще больше, в основном про самые «крупные» и скандальные кампании (Мосгордума, Тула). Однако обозревая итоги голосования во всех 74 регионах, замечаешь некоторые тенденции, не очень видные по Москве и окрестностям.

КОНЕЦ «ПОЛИТИЧЕСКИ ОЗАБОЧЕННЫХ»

До прошлого воскресенья считалось, что в России есть несколько регионов, где накал борьбы в местной политической жизни с построением вертикали не убавился. Там вовсе не обязательно есть какие-то активы и вообще что-то «съедобное». Скорее, дело в сложившейся традиции. Ряд таких областей находится на Северо-Западе - Архангельская, Псковская.

Так вот, в этих регионах у партии власти 11 октября было гораздо меньше проблем, чем ожидалось. Тот же Архангельск, как многие считали, все еще бурлит после осуждения и отстранения мэра. Однако в горсовете там оказалась почти сплошь «Единая Россия». Местные комментаторы объясняют это отсутствием голосования за партийные списки - через одномандатные округа обеспечивать себе большинство проще. Другая причина может крыться в истории местного плюрализма: регионы в основном получали его в наследство от предыдущих, слабых губернаторов, а при новых - привозных, имеющих поддержку центра - он потерял былой смысл.

Частный случай регионов с активной политической жизнью - это те, где традиционно сильна какая-то из альтернативных партий. Сильны они бывают в основном не идеологией, пропагандой или благотворительностью, а тем, что региональное отделение, по случаю, возглавляет человек, широко известный помимо своей партии. Так было в Астрахани, где влиятельный местный «справросс» баллотировался в мэры. Однако большинство таких проблемных точек было известно заранее, что позволило «ЕдРу» концентрироваться на них особо и так или иначе выигрывать.

ПОДРАСТАЕТ ВТОРОЙ ЭШЕЛОН

Зато серия провалов ожидала «ЕР» в промышленно крепких городах, не являющихся областными центрами - не раз это были вторые по значению города области. Проигран Волжский - промышленный сателлит Волгограда. Анекдот вышел во втором по величине городе Брянской области Клинцах: там избранный в марте горсовет был распущен, так как, благодаря оппозиции, ни разу не собрался, а на новых выборах партия власти показала еще более слабый результат, чем на мартовских. Дагестанский Дербент, при всей его «кавказской специфике», тоже типичный пример небольшого (менее 100 000 населения) города с достаточно успешной промышленностью - и там кандидата от «ЕР» если и ждет полноценная победа, то только после долгой серии судов.



Видимо, именно на промышленной периферии успела сформироваться новая политическая культура, далекая от Путина, Медведева, коммунистов и вообще всего того, о чем говорят по телевизору, и состоящая в довольно жестком формулировании местных требований. На лозунги типа «Президент с нами» там спрашивают «Ну и что?» и ждут конкретики.

БИЗНЕС ИДЕТ САМ

Особым сюжетом стало личное участие бизнесменов в выборах 11 октября. Где-то оно было экономически мотивировано, как, например, в том муниципалитете Калининградской области, где будет размещаться одна из четырех разрешенных законом игорных зон (там ожидается второй тур, что по нынешним временам экзотика). Но часто бизнес шел на выборы и в отсутствие подобных бонусов - по-видимому, просто ради укрепления своего местного влияния и обретения каких-то новых перспектив.

В том, что вместо зависти к успешным бизнесменам в регионах могут испытывать совершенно искреннее почтение, лично я убедился четыре года назад на выборах в одном из приволжских городов, где оглушительную победу одержал кандидат, которого многие считали заведомо непроходимым для такого города - азербайджанец, хозяин кафе. Он просто первым в округе сообразил, что бизнес-ланч (такого слова там, правда, не употребляли) можно предлагать посетителям по цене ниже обычного меню. «ЕР», кстати, пыталась его снять с выборов, но безуспешно.

В этот раз бизнесмены чаще шли не под знаменами главной партии, где сейчас вместо аукциона имеет место, по-видимому, закрытое распределение мандатов среди своей номенклатуры. Кое-где ставленнику ЕР удалось обыграть предпринимателя с минимальным счетом, как во Ржеве Тверской области. Иногда победа бизнесмена приводила к скандалу, как в одном из районов Новгородчины: там сперва послали на сайт ЦИКа данные об итогах выборов, а затем решили их все-таки признать недействительными. А вот во втором городе Карачаево-Черкесии, Карачаевске, единоросс - и.о. мэра действовал, видимо, настолько рутинно, что проиграл местному мукомолу, даже не связанному ни с одним из влиятельных в республике кланов. Теперь мукомол, аффилированный с одной украинско-российской промышленной группой, будет заниматься горнолыжными курортами, входящими в городской округ.

В той же Карачаево-Черкесии, кстати, на этой неделе «ЕР» поджидала и другая неприятность: местный парламент в очередной раз не стал голосовать за предложенного партией сенатора. Помнится, в США не так давно вычислили должника, чей дефолт по ипотеке стал первым в череде неприятностей, обваливших в конце концов рынок subprime. Быть может, когда-нибудь можно будет назвать регион, положивший начало кризису в совсем другой структуре.

Источник: http://slon.ru/blogs/kazenin/post/158427/

431
9333
0