Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше

На модерации Отложенный Персонаж известной американской басни цыпленок Литтл, на которого упал желудь, в ужасе мечется, уверенный, что падает небо. Турбулентность, наблюдаемая в последнее время на рынках, породила целую армию таких цыплят, а мы становимся свидетелями все новых и новых событий, которые еще недавно казались немыслимыми. Как выразился известный американский полемист Вуди Аллен: «Более чем когда-либо в своей истории человечество стоит на перепутье. Одна дорога ведет к отчаянию и полной безнадежности, другая — к полному вымиранию. Будем надеяться, что у нас хватит мудрости сделать правильный выбор».

Так падает ли небо? В принципе да. Благодаря росту на некоторых развивающихся рынках, включая Россию, уровень жизни на Западе (особенно в США) получил искусственную подпорку в виде кредитования и постоянно растущих цен на активы. Кризис поставил под сомнение дальнейшее существование этой схемы. Сейчас финансовой помощи государства стали искать не только банки, но и предприятия из других отраслей экономики. О своем банкротстве объявляют как частные компании, так и правительства, о чем свидетельствует трагический поворот в судьбе Исландии и ее граждан, значительный процент которых сегодня желает эмигрировать из страны.

Может ли ситуация ухудшиться? К сожалению, тоже да. Масштабные меры по спасению компаний в США могут поддержать уровень жизни, но нам известны риски латания дыр с помощью печатного станка. Сильнее всего тревожит, что от правительств будут требовать все более масштабного вмешательства — в том числе с целью перенаправить денежные потоки для «общего блага». Новые меры могут включать валютное регулирование, а также налоги на остаток наличности на счетах свыше определенной суммы. Ирония заключается в том, что в России многие помнят, каким образом могут развиваться события: валютные реформы и конфискации, раздувание подозрений и наезды на финансовые институты.

Можем ли мы как инвесторы предпринять какие-либо шаги? Да, кое-какие можем.
Учитывая падение прибылей и рост затрат на обслуживание кредитов, сегодня не стоит вкладывать свои средства в новые акции. В условиях снижения спроса и увеличения расходов по кредитам неясно, когда прибыль вырастет до хоть сколько-то заметных величин. В такой ситуации есть смысл инвестировать в предприятия, на продукцию которых имеется стабильный даже в условиях экономического спада спрос (один из примеров таких компаний — Nestle). Кроме того, привлекательными в данный переходный период являются компании, имеющие поддержку государства, хотя и здесь не обойтись без внимательного отслеживания мер правительства по их защите, а также постоянного мониторинга колебаний валютных курсов. Согласно последним сообщениям, в России рост объема депозитов в Сбербанке и ВТБ был вызван именно этими причинами. Интересным инструментом становятся облигации инвестиционного класса, выпущенные фирмами, вероятность банкротства которых мала. Но нужно быть готовым к тому, что облигации останутся у вас до срока их погашения, поскольку рынки сегодня характеризуются низкой ликвидностью.

Для хеджирования можно использовать недвижимость, так как она имеет действительную стоимость. Кроме того, безопасной гаванью традиционно является золото. Но лучшим вариантом накоплений остаются наличные: большую часть портфеля сегодня явно должны составлять наличные, которые могут быть пущены в оборот при возникновении новых возможностей.

В ситуации, когда правительства принимают дополнительные меры стимулирования, а центральные банки продолжают резко снижать учетные ставки, мы должны надеяться на то, что с рецессией можно справиться, избежав экономической депрессии. Однако вероятность поворота к худшему достаточно велика для того, чтобы быть к ней готовыми. В нашем банке мы готовимся к трудным временам и максимальной защите клиентов. К сожалению, в течение ближайшего времени бал будут править цыплята Литтлы, и для нас самое важное — уклоняться от падающих желудей.

Грегг Робинс