Какая может быть польза от админресурса, кумовства и лоббизма?

На модерации Отложенный Однажды в ответ на обвинения в использовании административного ресурса кандидат в губернаторы Петербурга Валентина Матвиенко высказалась в том смысле, что это правильно. Зачем нужны досужие рассуждения о борьбе на демократических выборах, когда для завоевания этого самого ресурса приходится проходить через такую конкуренцию, что будьте-нате. Не каждый способен обойти в подковерной борьбе сотни ушлых аппаратчиков. Откуда тогда сомнения, что победитель — мощный реальный политик?

А вот другой пример. Он похожего свойства, только из бизнеса. Однажды мне довелось побеседовать с руководителем одной крупной компании с государственным участием. Компания торгует своей продукцией как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Второе, понятно, на порядок важнее. Так вот, этот самый руководитель назначил начальником экспортного подразделения корпорации собственного сына. Кумовство? Непорядок? Как бы не так. Глава корпорации дал понять, что отпрыск на ответственном посту ему нужен для того, чтобы он ничего не украл в обход папеньки, тогда как чужак мог бы творить нехорошее без зазрения совести. Делали ли папа с сыном что-нибудь предосудительное вместе, осталось невыясненным. Но то, что воровство экспортного товара оказалось хоть как-то ограничено, — уже плюс, согласитесь.

Подобный поворот темы — когда вроде бы очевидное безобразие оказывается на поверку не совсем бессмысленным — встречается не так уж редко.
Взять лоббизм, главную тему этого номера ¬. Сотни компаний с тысячами опытных топ-менеджеров во главе выстроились, казалось бы, в позорную очередь за господдержкой. Кто-то нашел подходы к Ивану Ивановичу, а кто-то — к Петру Петровичу. В итоге выдаются кредиты, льготы и гарантии тем, кто в иной ситуации, без лоббизма, давно бы вылетел с рынка, как птичка из фотокамеры. Но так ли уж это плохо? Давайте пофантазируем.

Плюс в том, что сам лоббист не сможет положить всю госпомощь себе в карман — будет что погрызть и многотысячному коллективу. Второй положительный момент — надежды на выгодные заказы со стороны контрагентов получателя помощи. Третий — корпорация, получившая щедрую помощь, выглядит перспективной, отчего у нее могут вырасти акции. Опять же и облигации неплохие корпорация может выпустить — раз имеется поддержка в виде государственных денег, то почему бы ими не отдавать коммерческие долги. А самое прекрасное — тиражируемость опыта. Стоит однажды засветиться Ивану Ивановичу, и к нему за поддержкой потянутся сотни предпринимателей.

Минус, в сущности, один: между бизнесменами развивается конкуренция за доступ к телу Ивана Ивановича, а не за качество и востребованность продукции на рынке. Но это же один-единственный минус. А плюсов-то сколько…