Алексей Навальный вошел в оргкомитет "Русского марша"

На модерации Отложенный

4 ноября националисты готовятся провести свою главную уличную акцию — «Русский марш». В Москве разрешенное мероприятие соберет 20-25 тысяч, несанкционированное — до 7 тысяч человек, которые «будут готовы драться», оптимистично заявили на этой неделе организаторы. И выложили свой главный козырь: в оргкомитет марша войдет популярный борец с коррупцией, юрист Алексей Навальный. К нехитрым лозунгам мероприятия «Вернем Россию русским!», «За права и свободы русского народа!» и «Россия — русская земля!» прибавится еще один: как выяснилось, Навальный подарил «Русскому маршу» свой главный слоган, который я слышу в каждом городе, куда приезжаю в командировку, от Калининграда до Братска. По городским улицам националисты пройдут, скандируя: «Долой партию жуликов и воров!». 

Раньше Навальный просто ходил на «Русские марши», а теперь вошел в оргкомитет. Поклонники расстроились. Я попросила Алексея объясниться. «А чего тут комментировать? "Русский марш" будет, и это хорошо, — Навальный немногословен. — Я четко продвигаю свою давнюю идею: если вам не нравятся те, кто на "Русском марше", то приходите туда сами и сделайте его лучше. Там говорят о реальных проблемах, а идеологические ярлыки "либерал-шмлиберал" — это ерунда».

Навальный своих правых взглядов никогда не скрывал. Он вообще с юных лет был «правым панком», не пропускавшим ни одного концерта «Алисы». Став активным членом «Яблока», в 2007 году в пух и прах разругался с однопартийцами после создания национал-демократического движения «На­род». Вместе с соучредителем, бывшим нацболом, писателем Захаром Прилепиным Навальный уже тогда выступал за легализацию оружия, участвовал в «Русском марше» и строил, как он выражается, «диалог со всей вменяемой частью национального движения». Адекватных националистов большинство, а таджиков на улицах режут зигхайлисты и маргиналы, у которых такая задача, считает Навальный: «Я убежден, что все самые агрессивные скинхедские группировки находятся под контролем властей». Летом 2011 года на слете гражданских активистов «Антиселигер» Навальный со сцены повторил: «Я ходил и буду ходить на "Русские марши"».

Но, судя по всему, эту его деятельность поклонники тщательно игнорировали. И только после официального заявления от оргкомитета «Русского марша» деваться стало некуда. По либеральному миру прошел стон: «Ни за что теперь за него голосовать не буду», «А ведь мне он казался вменяемым», «Навальный метнулся к националистам, Немцов теперь в скинхеды, что ли, запишется?»

В этих причитаниях раздражает лицемерие.

Такое ощущение, что все наспех пролистывают многочисленные интервью, в которых Навальный упоминает о проблеме нелегальной миграции, этнической преступности и дотационной политики на Кавказе. Закрывают глаза на его посты в «Живом журнале», где он делится ссылками на новости об ограблении или нападении, совершенном «лицами кавказской национальности», и недвусмысленно их комментирует. Не слушают, когда в публичных выступлениях он говорит о русских как о крупнейшем разделенном народе в Европе, о России как о стране, занимающей второе место в мире по количеству нелегальных мигрантов, и о вызывающей раздражение мусульманской миграции.

Пока у Навального не было фанатов, он мог ходить на какие угодно марши и возглавлять какие угодно националистические движения. Но теперь, когда десятки тысяч людей добавили его блог в «Избранное», 78 924 человека фоловят его в «Твиттере», сотни скачали на айфоны приложение для «Росямы», а некоторые даже пару раз отослали скопированный из его поста запрос в Генпрокуратуру, об этом не может идти и речи. Ведь тогда им всем придется выяснять собственные отношения с национализмом.

Антон Носик в сентябре в одной из телепередач, отвечая на вопрос зрителя, сказал, что Навальный на «Русские марши» не ходит. Уверена, цели дезинформировать аудиторию у него не было, и врать он уж точно не собирался. Просто такой лучезарный, комфортный, приятный взгляду облик борца с режимом не хочется усложнять вопросами. Я поддерживаю Навального — значит я поддерживаю националистов? А если я поддерживаю националистов, значит ли это, что я поддерживаю запрещенную ДПНИ с лозунгами «Ебать Кавказ! Ебать!» или развалившееся Национал-социалистическое общество с осужденными на пять пожизненных сроков маргиналами? Согласен ли я с Навальным в том, что национализм должен стать стержнем политической системы России? Возможен ли «вменяемый национализм», о котором он говорит? Стоит ли перечислять деньги на счет проекта, автор которого позволяет себе выражения вроде «когда приезжают патлатые чабаны и танцуют лезгинку на Манежной площади, это неправильно»? Меня на самом деле не раздражает вызывающее поведение кавказцев в торговом центре «Европейский»? Если я откажусь от поддержки Навального из-за его правых взглядов, то кто будет за меня «тыкать в жуликов острой палкой»? Смогу ли я делать что-то важное сам?

Все эти вопросы удобнее себе не задавать вовсе. Иначе есть опасность получить на них ответ.