В СССР на ТВ не было секса, а сейчас - совести?

На модерации Отложенный

- Крови? Ну многовато, да. - Телебоссы нагло так смотрят в лицо зрителю во время интервью. И тут же начинают перечислять «хорошие» программы своего канала. Но при этом, конечно, они же критики не чужды, охотно признают, что «далеко-далеко в горах», ну в смысле на других каналах, цветет чернуха буйным цветом, и никуда от нее простому человеку не деться... Ай-ай, как плохо... Но кто же в одиночку с этим сможет бороться? Точно не я... Хотя, конечно, крови многовато.

Как мы дошли до такого ТВ и что с ним и с нами дальше будет?

Программу передач советского ТВ сейчас, конечно, смешно читать. Один фильм в день, один эстрадный концерт в неделю, новости. Что еще? Днем образовательные программы, «Сельский час». Футбол или хоккей - праздник настоящий! Но очень уж редко. Это все еще помнят. Скудно по нынешним временам? Конечно. Но почему-то то ТВ все чаще вспоминают с ностальгией. Раньше, понятно, все было лучше. Знакомый синдром. Но, может, было там что-то, чего нет сейчас?

Язык

Начнем с языка. За десятилетия (!) мат с экрана звучал два-три раза (!). И то во время спортивных трансляций. Все случаи запротоколированы народной молвой и давно стали легендой. «Дроздецкий! Удар - го-о-ол! Бл.., штанга!» - это Николай Озеров.

В остальном дикторы были безупречны. И даже оговорки Игоря Кириллова в программе «Время» в утреннем повторе (!) выпуска новостей неизменно исчезали. Ясно было, что никто не скажет ничего лишнего. И лишнего, конечно же, не ждали. У русского языка был образец. Было даже такое понятие - «говорить, как в телевизоре».

Сегодня, конечно, такого нет, да и быть не может. Новостники канала НТВ раз и навсегда унаследовали парфеновскую интонацию - с растягиванием значимых слов в конце предложения. На Первом говорят не так, как на «России». Ведущие утренних программ - не так, как дневных или вечерних... И это само по себе замечательно. Телеязык перестал быть эталоном. Но в отсутствие других ориентиров в обществе эталон исчез вовсе. Тут уже можно ставить разные оценки, но всех собак вешать на телевизор, мягко говоря, несправедливо.

Другой вопрос, что запретных слов и выражений в языке практически не осталось. За язык отвечает только внутренняя цензура говорящего. И еще - его образованность. А дальше уж выбирайте сами, на кого ориентироваться. Кто-то возьмет за образец «распутинский» язык Геннадия Малахова. Кто-то карнавальный языковой взрыв Тины Канделаки или Андрея Малахова. Молодежь пытается говорить на волне Comedy Club... Как бы ты ни говорил, ты говоришь, как кто-то на ТВ. Потому что ТВ научилось говорить как угодно...

Табу

В советских мультиках не ругались и не убивали. Только в одном произведении «Союзмультфильма», похоже, кто-то умер. Кажется, собака у мальчика... Весь фильм был посвящен решению проблемы... Больше «ужастиков» и вспомнить нельзя. Невероятный успех «Ну, погоди!» во многом объяснялся тем, что на экране шла драка между Волком и Зайцем. Нынешние дети этого даже и не заметят...

В кино тоже погибали те, кто нужно, как нужно и когда нужно. Худсоветы это делали или режиссеры со сценаристами сами понимали, что можно, а чего нельзя, - какая разница? Любой продукт, попадавший на ТВ, проходил проверку.

Что сейчас нельзя показывать? Четких правил практически нет. С эротикой и пивной рекламой все понятно. А как ограничишь количество трупов, скажем, в сериалах? Нужно мне по сюжету уничтожить население небольшого городка - ну и кто меня остановит? Хочется поведать вам об изменах и романах такой-то звезды кино и ТВ с пикантными подробностями и хамскими предположениями - что вы со мной сделаете? Суд? Ну разве что... Хотя вряд ли. Тем более что чаще всего звезда и сама не против рекламы.

Известный продюсер, президент СТС-Медиа Александр Роднянский, в интервью «КП» заявил, что наше телесообщество обладает достойной внутренней цензурой и внутри себя очень даже здорово. То есть нашим ТВ занимаются не маньяки, жаждущие крови и насилия, а вменяемые, образованные, интеллигентные профессионалы. Допустим. Но тогда только представьте себе, что показывал бы ящик, если бы это самое сообщество было больным...

Норма поведения

При всех многочисленных недостатках советского ТВ было понятно, что нормальный человек - это тот, кто нормально говорит, никого не убивает, не избавляется от детей и надоедливых родственников, не грабит и не насилует. Все это прямым текстом не говорилось. Как-то из контекста было понятно. Больше ли от этого становилось нормальных людей, как сейчас принято говорить, «в реале», неизвестно. Но норма была очевидна.

Среднестатистический герой сегодняшнего ТВ - редкая свoлочь... Он начинает с того, что легонько бьет кого-то по голове в программе «Доброе утро» или просто тащит кошелек. Потом ему выносят несколько приговоров сразу в нескольких судебных шоу. В «Пусть говорят» он в лучшем случае совратил десяток несовершеннолетних, кого-нибудь довел до самоубийства или просто убил. В новостях он закрывает лицо под восторженный комментарий журналиста о подробностях его очередного кровавого преступления. Это реальный герой. Или сыгранный кем-то за реального героя. Подонков и негодяев всегда было много. Но сейчас какой канал ни включишь - вот он, голубчик!

Нас много лет учила никому не верить сама жизнь. Потом, после эффективного курса, за то же самое взялось ТВ. На одну нормальную историю - десяток ужастиков. И ведь не придерешься - все правда. Есть такое? Есть. Авторы и «гости в студии» осуждают? Осуждают! Чего же еще-то надо? Да уже ничего...

Просто норма - это то, чего больше. И если за день показать десять насильников и один одуванчик - у одуванчика нет шансов...

Чем нынешний телик отличается от того, что показывали 20 лет назад, и почему каждый день нас пичкают ужасами?

Телепрограмма советская и российская отличаются кардинально. Изменились интонация и язык. Исчезли табу, а нормой стал показ человека мерзкого, постоянно совершающего что-то противозаконное... Маньяки в документальном кино, в сериалах,  ток-шоу... Не получается ли, что какими нас показывают - такими мы и становимся?

Почему так?

Цепочка нашего «отелевизионивания» проста. ТВ стало качественнее и интереснее. Это факт. До кризиса это была самая затратная часть шоу-бизнеса, но и самая эффективная. Да и кризис ей, похоже, не указ. Наше общедоступное ТВ - одно из лучших в мире. То, что несчастные иностранцы видят только на кабельных и спутниковых каналах за дополнительную, естественно, плату, нам показывают просто так по центральному ТВ. Новейшие сериалы, авторы которых научились угадывать малейшие желания аудитории.

Дорогостоящие шоу - глаз не оторвешь. Настоящие журналистские шедевры в программах-расследованиях. Да что угодно! Как следствие - в большинстве домов телевизор не выключается вовсе. Вдруг что интересное пропустишь?

Нельзя, наверное, говорить, что чем больше ты смотришь телевизор, тем меньше видишь реальную жизнь. Но, с другой стороны, как иначе? Люди меньше общаются друг с другом и все больше с «ящиком». И их трудно за это судить - интересно же.

А что, собственно, интересно? Смотреть, как тракторист едет по полю, совершая свою благородную пахоту, в состоянии немногие. Рассказывать о жизни нормальной семьи, пока в ней не начнется склока какая-нибудь, - скука смертная.

А любое преступление - уже забавно. Погиб кто, проворовался, совершил что-нибудь гадкое... Так-так... Уже тема. Страна у нас большая, всегда что-нибудь да произойдет. И звезды шоу-бизнеса фишку просекли. Чтобы о них заговорили, готовы придумать о себе любую самую страшную сплетню. И долго потом возмущаться - не лезьте, мол, в мою личную жизнь...

Что получается? Чем ТВ интереснее, тем больше его смотрят. А интересно только жареное. В итоге, кроме жареного, ничего и не показывают...

Теперь представьте, что советское ТВ вы не застали (а многие уже не застали). И с детства норма - это суды, убийства и семейные дрязги... И такого на ТВ с каждым годом все больше и больше. И, объективно говоря, смотреть-то больше нечего. Политика - ну совсем уж неинтересно. Можно ли вообразить, что кто-то в здравом уме сегодня будет смотреть заседание Госдумы?

Есть еще спортивные трансляции. Но это продукт на любителя, вся страна смотрит только выдающиеся матчи, а такие за год по пальцам можно пересчитать... Есть еще нейтральные «Модный приговор», «Кулинарный поединок», «Школа ремонта»... Но они, согласитесь, феноменального рейтинга не сделают, «Программу максимум» не одолеют, а значит, и рекламы под эти продукты каналы соберут не в пример меньше...

Что делать?

Главное достоинство нашего ТВ - это его достаточно естественное развитие. То есть элементы внушения и пропаганды, конечно, присутствуют, но при этом нашего зрителя, прошедшего опять же хорошую советскую школу промывки мозгов, особо на мякине не проведешь. И смотреть все равно будут качественные и честные программы, а тупые и халтурные - не будут...

При этом телик все-таки больше отражает действительность, чем моделирует ее. И если не хватает там, скажем, хороших певцов или остроумных людей - значит, и в стране с ними проблема. Вот, скажем, появляется действительно смешной талантливый ведущий - все, пиши пропало. Человек с экрана не будет пропадать ни днем, ни ночью. Тут даже доказательства не нужны - вспомните частоту телепоказов Максима Галкина или Ивана Урганта.

Телерейтинги, как бы ни отмахивались от них любители формулы «народ-дурак», - отличная иллюстрация того, чего хочет общество. Какое оно. О том, как они составляются и насколько они объективны, есть разные мнения. Самое распространенное - всегда надо делать существенную поправку. Только неизвестно куда. Но если сравнить эти самые рейтинги (доступные сегодня всем) с собственными впечатлениями, с тем, что смотрят ваши близкие и знакомые, окажется, скорее всего, что это достаточно реальные показатели.

\"Каждый
Каждый день на нашем ТВ показывают до десяти (!) сериалов про бандитов и героических ментов. Со стороны может показаться, что в России без стрельбы на улицах никогда не обходится.

Максимальные рейтинги дают сегодня российские сериалы. В конце прошлого года и в начале нынешнего все рекорды бил достаточно наивный, но при этом захватывающий «Татьянин день». Ему на смену пришел «Монтекристо». О веселом ситкоме «Папины дочки» и говорить нет смысла. Есть еще «Родные люди» и «Женщина без прошлого»... А когда запускается какой-нибудь суперпроект типа «Ликвидации» - и вовсе вся страна вымирает.

Обществу нравятся красивые, пусть и далекие от действительности истории. Это, конечно, нормально. Причем, скорее всего, для любого общества. Хуже, что, кроме этого, получается, ничто неинтересно. За реальную жизнь отвечают «страшные» передачи. За «волшебную» - сериалы. И то и другое объединяют сериалы «про ментов». Третий кит отечественного ТВ.

Можно ли тут что-то изменить? Понятно, что административными ресурсами чего угодно можно добиться. Но не хотелось бы. Пусть уж лучше все идет как идет. Тем более что для желающих есть и канал «Культура», и «Спорт», и чисто развлекательный СТС.

А если без запретительно-принудительных мер - выхода два. Первый - надежда на то, что «здоровое телесообщество» что-нибудь придумает. Или что общество вдруг изменится и потребует какого-нибудь другого продукта. Но ни в один, ни в другой путь почему-то особо не верится.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Мужик врубает телевизор. На экране - Брежнев. Невнятно читает доклад. Мужик нажимает на кнопку - на другом канале Брежнев. Третья кнопка - Брежнев. Четвертая. Там снова Брежнев, только уже грозящий пальцем:

- Я тебе попереключаю!

КАКИЕ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЕЖИЛИ СССР?

«Спокойной ночи, малыши!»

Программа идет уже 45 лет. Формат ее с момента первого выхода практически не изменился. Но вместо «тети Вали» и «дяди Володи» ее ведет «Мисс Вселенная» Оксана Федорова.

КВН

Шоу возникло в 60-е и просуществовало недолго. Возродили программу в 80-е, и с тех пор она - флагман отечественного юмора.

«Время»

Главная информационная программа СССР дожила до наших дней и даже выходит в то же самое время. Но при обилии других аналогичных программ стала явно менее весомым объектом на нашем ТВ-пространстве.

В том или ином виде продолжают выходить «Клуб кинопутешественников», «В мире животных», «Очевидное - невероятное»... Но чаще всего это новые форматы под старыми раскрученными названиями.

Павел Садков