СПЧ ООН. Теперь без США

США приняли решение покинуть Совет ООН по правам человека.  При этом они сослались, в частности, на хроническую предубежденность Совета против Израиля. На следующий же день после оглашения этого решения Россия выдвинула свою кандидатуру в состав Совета. 

Израиль поблагодарил США за «отважное решение, как это сформулировали в канцелярии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. В заявлении также отмечается, что Совет по правам человека при ООН показал себя «предвзятой, враждебной антиизраильской организацией, которая предала свою миссию», передает информационное агенство РИА Новости.

Напомним Израиль, как это случалось уже не раз, недавно подвергся критике в Совете за свои действия против палестинцев в Газе.

Сектор Газа, дети в лагере беженцев / pixabay.com

«Решение США выйти из этой необъективной организации — это ясный сигнал, что "хватит значит хватит". Израиль приветствует американское заявление», — написал Нетаньяху в своем микроблоге в Twitter.

Между тем Россия, членство которой в СПЧ истекло 31 декабря 2016 года (и которая на голосовании в Генеральной Ассамблее ООН тогда не была переизбрана в Совет), выдвинула свою кандидатуру на выборах в состав Советана 2021-2023 годы. Как пояснил РИА Новости пресс-секретарь постпредства России при ООН Федор Стржижовский, Москва намерена продолжить работу в СПЧ, направленную на поддержание равноправного диалога и сотрудничества по правам человека.

Побеседовать с «Полит.ру» о происходящем согласился Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ. По его мнению, реальной причиной выхода США из организации стала совсем не та, которую они огласили в своем заявлении.

Павел Салин

«Что касается причин выхода Соединенных Штатов из Совета по правам человека при ООН, то они как матрешки: одна причина скрыта в другой. И ссылка на отношение СПЧ к политике Израиля — это всего лишь тактический ход. Это стало скорее неформальным поводом, но не подлинной причиной для выхода США из организации.

У Соединенных Штатов, как мы видим, сейчас есть особая стратегия (причем этой стратегии они придерживаются вне зависимости от того, какой президент у них у власти: республиканец, демократ, системный президент или несистемный, как Трамп). Но в последние лет пять, то есть еще до того, как Трамп стал президентом, Соединенные Штаты осознали, что перенапряглись со своим имперскими устремлениями. Они обнаружили, что в любых многосторонних альянсах и организациях теперь, в отличие от времен "холодной войны", когда существовала советская угроза, и в отличие от 1990 и 2000 годов, когда авторитет Соединенных Штатов просто не вызывал сомнений (особенно что касается 1990 годов), партнерам свою волю навязывать уже не могут.

Те игроки, которые считались раньше партнерами США, сейчас в рамках многосторонних альянсов объединяются в различные блоки и пытаются, зачастую успешно, проводить собственную политику в ущерб национальным интересам США.

Именно поэтому Соединенные Штаты сейчас последовательно выходят из любого рода альянсов — прежде всего, конечно, из торгово-экономических. Самый яркий пример — Транстихоокеанское соглашение и несостоявшийся Трансатлантическое соглашение.

Демонстрация в Париже / YouTube.com

Ну, и что касается политических, общегуманитарных альянсов, то здесь наблюдается то же самое. Кроме того, следует понимать, что еще с середины 2000-х годов, когда этот СПЧ создавался, многие политики, которые глядели в будущее, понимали, что Соединенным Штатам не стоит себя связывать обязательствам в рамках каких-то многосторонних альянсов. Эти политики критиковали такой подход. И, в принципе, их опасения подтвердились.

Так что ситуация вокруг Израиля, которая называется в качестве неформальной причины выхода США из Совета, на деле и есть только повод. А причина в том, что Соединенные Штаты последовательно выходят из любых многосторонних альянсов, где не предусмотрен формат их диалога один на один с контрагентом. Причем выходят даже из таких альянсов, которые кажутся устоявшими и не вызывающими вопросов, как НАФТА (North-American Free Area, североамериканская зона свободной торговли — прим. ред.), где Штаты имеют дело с двумя контрагентами, считающимися в экономическом смысле их последовательными союзниками — Мексикой и Канадой. И то с НАФТА что происходит! А Совет ООН по правам человека — всё-таки гораздо более многосторонняя организация.

Россия же понимает, что ее инструментарий для реализации своих интересов на международной арене существенно сократился вследствие конфликта с Западом, и пытается реализовать, что называется, "стратегию просачивания". Как только она видит некую образовавшуюся возможность, какую-то щелку, она туда просачивается. Это касается и военных вопросов, таких, как введение войск в Сирию в 2015 году, что уже принесло и еще приносит дивиденды России на международной арене. Это затрагивает и различные политические, гуманитарные вопросы.

Военные действия в Сирии / YouTube.com

Так вышло и с Советом ООН по правам человека. Раз Штаты оттуда ушли, значит, в принципе возникла возможность на эту площадку зайти. И использовать ее для реализации собственных национальных интересов. В том числе, возможно, для критики Соединенных Штатов. Штаты последовательно критиковали Россию 20 с лишним лет, используя различного рода международные площадки, за нарушение прав человека и все прочее. А почему бы тогда тот же самый инструментарий не использовать против Соединенных Штатов?

СПЧ ООН — это признанная в международном сообществе площадка. Если России удастся туда зайти и закрепиться, у нее появится очень хорошая возможность заявлять тезисы, которые будут потом тиражировать в международном информационном пространстве западными СМИ. Есть ли вероятность, что России удастся туда зайти? Это большой вопрос, тут надо спрашивать дипломатов о раскладах. Затрудняюсь сказать, существует ли эта возможность. Попытка не пытка, а что получится — не знаю», — сказал Павел Салин.

Источник: http://polit.ru/article/2018/06/20/spchoon/

2
1090
0