Преемник Путина родится в борьбе

На модерации Отложенный На следующей неделе, как ожидается, должно состояться очередное заседание Совета безопасности РФ, главной темой которого станет борьба с коррупцией. Его участники рассмотрят законопроект о противодействии коррупции и, вероятно, примут решение о создании специального органа по борьбе с этим злом. Правда, эксперты относятся к намерениям властей сломать коррупционную систему весьма скептически. Несмотря на многочисленные уголовные дела, заведенные в прошлом году на нечистых на руку чиновников, общая ситуация с коррупцией остается неизменной. И все же, антикоррупционная тема сейчас в России популярна как никогда, что во многом объясняется приближением выборного периода. Не трудно догадаться, что солирующая партия в антикоррупционной кампании будет отведена премьер-министру Виктору Зубкову, политический рейтинг которого наращивается сегодня ударными темпами.

Напомним, что в 2006 г. ряд авторитетных международных организаций предъявил России обвинения в том, что ее амбиции в отношении членства в G8 не сочетаются с растущей в стране коррупцией. Видимо, не желая напрягать отношений в рамках "восьмерки", российские власти в срочном порядке (быстрее многих европейских стран) поспешили ратифицировать конвенции ООН и Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и взялись за показную порку коррупционеров и казнокрадов. Которая, однако, ожидаемого результата не дала.

В конце минувшей недели международная организация Transparency International опубликовала свой ежегодный индекс восприятия коррупции. Выяснилось, что за последний год в России проблем с коррупцией меньше не стало, наоборот, по этому показателю наша страна сравнялась с Гамбией, Индонезией и Того, делящими 143-е место рейтинга из 180-ти. Индекс восприятия коррупции в РФ по десятичной шкале составляет сегодня 2,3 против 2,5 в 2006 году. Максимальное значение шкалы (10) означает наименьшую степень коррумпированности страны, минимальное (1), соответственно, наибольшую.

Словно понимая, что борьба с коррупцией должна стать чуть ли не главной "фишкой" в деятельности нового премьера, Зубков так прокомментировал результаты Transparency International: "Я этим рейтингам не особо доверяю. Они не совсем точные. Ведь точно измерить коррупцию в стране совершено сложно". Между тем, определенные замеры по России все-таки проводились, и их результаты не сильно отличались от выводов Transparency International. Так, например, по оценкам МВД, в прошлом году объем коррупции в России в денежном выражении оказался сопоставим с размером федерального бюджета.

На сегодняшний день борьба с коррупцией становится вопросом исключительно политическим. Почти не остается сомнений в том, что именно она должна лечь в основу процесса "раскрутки" преемника президента, в роли которого, с достаточно высокой степенью вероятности, может оказаться сам г-н Зубков.
И он об этом прекрасно знает.

О коррупции и необходимости с ней бороться новый премьер заговорил еще до своего официального назначения. Выступая перед депутатами, Зубков заявил о необходимости принятия конкретных мер по борьбе с этим злом, в том числе о создании в правительстве специального антикоррупционного органа. Впрочем, стоит заметить, что идея принадлежит вовсе не ему. Этого требует конвенция ООН, в связи с чем создание антикоррупционной структуры обсуждалось уже давно. Предлагались разные варианты. Силовики, как водится, хотели, чтобы такая структура подчинялась им, на Старой площади настаивали на ее подчинении президенту. Сегодня в этой дискуссии поставлена точка. На прошлой неделе Зубков намекнул на то, что в борьбе с коррупцией ему будет помогать Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). В новом правительстве она будет подчиняться не Минфину, как раньше, а непосредственно премьер-министру. Такое решение выглядит весьма логичным: ведь коррупционный рынок – это прежде всего финансовые отношения, а Росфинмониторинг обладает завидной базой данных по огромному количеству финансовых сделок.

Решение о новом органе по борьбе с коррупцией должно быть принято на Совете безопасности при президенте, которое состоится 8 октября. На нем будет также рассмотрен законопроект о борьбе с коррупцией. Он, в частности, обяжет декларировать имущество не только самих чиновников, но и членов их семей. К тому же, законом будет предусмотрено наказание за недостоверное декларирование: по решению суда, сокрытое имущество может быть конфисковано, а чиновник уволен. Также чиновникам могут запретить после увольнения переходить на работу в организации, которые они курировали, находясь на госслужбе. В соответствии с международной практикой, в российском законодательстве будет введено понятие публичных должностных лиц. Ведь коррупционные механизмы проявляются не только в государственном аппарате, но и в частном секторе.

Сможет ли Виктор Зубков достойным образом распорядиться предоставленным ему инструментарием – покажет время. Но иного выхода, выхода, кроме как достойно сыграть роль борца с коррупцией, у него просто нет.

Между тем, независимая оценка антикоррупционной кампании в России будет дана в середине следующего года на пленарном заседании ГРЕКО – международной организации по борьбе с коррупцией. Надо заметить, что нынешнему российскому премьеру уже приходилось добиваться успехов на поприще борьбы с финансовыми злоупотреблениями: его заслугой стало исключение России из "черного списка" FATF – организации, борющейся с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма. Так что шансы нового премьера на новый успех достаточно высоки.