Кризис гонит новую волну контрафактного ширпотреба

На модерации Отложенный Вчера департамент экономической безопасности МВД сообщил об обнаружении и изъятии в Москве крупной партии контрафактной обуви. Эксперты говорят, что кризис неминуемо приведет к росту нелегального ввоза низкокачественных товаров, прежде всего китайских. Столкнувшись со снижением доходов, россияне будут покупать что подешевле, не обращая внимания, где и кем изготовлен товар. 

Кризис пока не повлиял на внешний вид большинства горожан – в рубище никто не ходит, а в первые весенние дни стало появляться больше хорошо одетых женщин. Тем не менее, уверяют социологи, 42% россиян уже вынуждены меньше тратить на одежду и обувь. Шустрые дельцы сразу почувствовали изменение финансовых возможностей граждан – в страну с новой силой потекли составы с дешевым поддельным ширпотребом. 

Накануне ДЭБ МВД сообщил об изъятии на одном из московских рынков крупной партии контрафактной обуви популярных спортивных марок. «В ходе обыска в складских помещениях рынка было обнаружено и изъято 15 тыс. пар обуви известных мировых брендов, таких как NIKE, ADIDAS, PUMA, ECCO», – сообщила пресс-служба департамента. Причиненный правообладателям марок ущерб сыщики оценили более чем в 20 млн. руб. Также, по сообщению ДЭБ, были обнаружены и настоящие первоапрельские подделки: например, кроссовки ABIBAS или MIKE. «Установлено, что обувь была изготовлена в Китае и оттуда по различным каналам переправлена в Москву для реализации в розничных точках продаж», – говорится в официальном сообщении. 

«Несомненно, кризис приведет к новой волне дешевого контрафактного, в первую очередь китайского ширпотреба. Это как закон механики: снижение платежеспособного спроса ведет к росту предложения товаров, не соответствующих привычному качеству, – поведал «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Чем меньше денег, тем менее требователен потребитель. Вообще же обувной рынок всегда отличался огромной долей нелегально ввезенной продукции. Несколько лет назад доля законно произведенной и импортированной в страну обуви составляла 1/6 от объемов реализации. Не думаю, что потом ситуация сильно изменилась. А сейчас из-за кризиса предложение фальшивок только вырастет. Бороться с этим крайне проблематично – китайский товар идет через неконтролируемую границу с Казахстаном».
Специалист добавил, что не только обувной рынок почувствует новую китайскую атаку. Ожидается цунами всего дешевого ширпотреба: одежды, игрушек, дешевой техники. 

Специалисты обувной отрасли соглашаются: давление китайского импорта будет усиливаться. «Около 80% российского обувного рынка (официально – 350 млн. пар в год) занимает китайская обувь. Дело не столько в контрафакте – оценить его объемы я не могу. Дело в том, что китайская обувь очень дешевая. При этом китайцы хотят сохранить присутствие на российском рынке. Поэтому они держат цены низкими даже в условиях кризиса, снижают себестоимость производства своих компаний. А у нас себестоимость растет», – рассказала «НИ» генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич. 

По словам эксперта, девальвация рубля негативно отразилась на российских производителях, поскольку расходные материалы – химию, фурнитуру – приходится закупать за рубежом. «Мы не стали более конкурентоспособными. У нас те же трудности, что и у всех компаний – нет кредитов, неплатежи за поставки, падение спроса, подорожание услуг. В результате сейчас российские производители снизили свою долю на рынке почти до 10%. Дешевый импорт придавил нас», – сказала г-жа Андрунакиевич. 

Еще в середине января РСКО совместно с 54 отечественными производителями обуви написали открытое письмо Владимиру Путину. В нем говорится, что китайская обувь ввозится в страну по 10–14 долларов за пару, но в рознице продается по 50–400 «зеленых». Российские фабрики несколько последних лет работали с рентабельностью 5–6%. Но в условиях кризиса их положение резко ухудшилось, и встала угроза закрытия производств. Поэтому обувщики попросили премьера поднять импортную пошлину на обувь с 10 до 25%, чтобы спасти российскую обувную промышленность. 

Эта мера хороша для отрасли, но плоха для потребителей. Российским обувщикам, хотят они этого или нет, придется жить по суровым законам рынка. Это означает, что надо либо снижать цены, либо повышать качество, либо уходить.