Казахстан на грани финансового кризиса

На модерации Отложенный

Казахстан оказался в затруднительном положении. В результате мирового кризиса ликвидности казахские банки, завязанные на зарубежные кредиты, испытали затруднения с рефинансированием своих долгов. Нацбанк стал помогать коммерческим банкам деньгами, что привело к дефициту текущего счета. Standard & Poor's понизил рейтинги страны, что создало дополнительные стимулы для оттока капитала. Сегодня на борьбу за отечественный капитал включился президент страны.

В Казахстане паника. СМИ анонсируют финансовый кризис. Нацбанк прогнозирует удвоение дефицита текущего счета Казахстана в 2007 году до 4%−5% ВВП. Рейтинговое агентство 8 октября Standard & Poor's понизило суверенный долгосрочный рейтинг Казахстана в иностранной валюте на одну ступень до BBB-. Также понижены долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — с BBB+/A-2 до BBB/A-3, оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков с ВВВ+ до ВВВ, долгосрочные кредитные рейтинги контрагента Банка развития Казахстана, на 100% принадлежащего государству, понижены с ВВВ до ВВВ-.

Сам собой напрашивается вопрос, что же происходит в Казахстане? «Все шло своим чередом, причинами так называемого кризиса стали большой внешний долг казахстанских банков и некоторые негативные тенденции в макроэкономике в связи с увеличением оттока капитала из страны в результате выплаты дивидендов иностранным инвесторам», — говорит аналитик «Альфа банка» Ринат Гайнуллин. Когда случился мировой кризис ликвидности, казахстанские банки столкнулись с проблемой рефинансирования своих кредитов, что, в свою очередь, привело к снижению ликвидности в банковской системе и снижению кредитования банками экономики страны, прежде всего строительных компаний и ипотеки как наиболее рискованных вложений.

Правда, Нацбанк стал оперативно помогать банкам. Он дал им в долг 1,3 трлн тенге (около 11 млрд долларов) для поддержки ликвидности.

Масла в огонь подлили и инвесторы. «Они отреагировали очень нервно на Казахстан – стали массово продавать акции и облигации казахстанских компаний. Цены на некоторые бумаги снизились на 30−40%. Это была просто паника, поскольку ситуация с банками уже начала исправляться – они стали привлекать новые кредиты из-за рубежа. Так, например «Тураналем» недавно разместил облигации на 750 млн долларов. Но все это привело к тому, что Standard & Poor's понизил свои рейтинги в отношении Казахстана», — объясняет Ринат Гайнуллин.

Кредитный аналитик Standard & Poor's Люк Маршан так объясняет снижение рейтинга: «Возникли проблемы с фондированием в финансовой системе Казахстана. Резервы Национального банка Казахстана сократились на 5 млрд долларов до 18,4 млрд из-за вливания денег в банковскую систему. Процентные ставки по депозитам на межбанковском рынке повысились с 6 до 9%, а рост внутреннего кредитования, который составлял 50% ежегодно резко сократился». Ставки по кредитам, по данным Гайнуллина, повысились в среднем на 2%.

Президент страны Нурсултан Назарбаев среагировал на понижение рейтингов весьма нервно. «Оценка S&P не объективна, она спекулятивна», — сказал Назарбаев. «Это игра специальных компаний, которые есть, для понижения, потом выкупа» акций казахстанских компаний», — считает президент. «У нас самые лучшие темпы роста в мире, банковская система устойчива», — подчеркнул он.



Впрочем, в снижении кредитного рейтинга, кроме финансовых предпосылок, некоторые наблюдатели рынка отмечают и политическую подоплеку. Это ответ на ситуацию с освоением Кашаганского нефтяного месторождения. Сейчас его разработкой занимается консорциум Agip KCO (в который входят Eni, Royal Dutch Shell, ExxonMobil и Total, которым принадлежит по 18,5% акций, ConocoPhillips с 9,3% и владеющие по 8,3% японская Inpex и казахстанская госкомпания «Казмунайгаз»), а оператором проекта выступает итальнская Eni. Руководство Казахстана требует сделать «КазМунайГаз» оператором проекта, пусть не единственным, но вовсе не обязательно совместно с нынешним оператором – итальянской Eni — увеличить свою долю в проекте с нынешних 8,33% до уровня, сопоставимого с основными игроками – порядка 20%, и поднять казахстанскую долю в «прибыльной нефти» с 10 до 40%). Правда, Ринат Гайнуллин такой зависимости не видит. Он отмечает, что переговоры с западными инвесторами по Кашагану идут и в результате стороны могут договориться полюбовно.

В ответ на снижение рейтинга Назарбаев поручил правительству и госфонду „Казына“ рассмотреть вопрос о выкупе акций казахстанских компаний, обращающихся на международных фондовых биржах, и создать „своего рода стабилизационный фонд для поддержки отечественных коммерческих банков“ объемом порядка 4 млрд долларов.

Он отметил, что средства на поддержку будут выделяться только тем банкам, которые заключат соглашение с правительством, в соответствии с которым полученные деньги можно будет направить на кредитование только ряда программ. „Не должны пострадать дольщики, вложившие средства в строительство жилья, малый и средний бизнес, предприятия, работающие в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития“, — пояснил Назарбаев.

Однако это означает, что дефицит текущего баланса еще ухудшится. Ведь денег на выкуп акций потребуется много. Стоимость бумаг, торгующихся на зарубежных биржах, по оценке Гайнуллина, составляет порядка 18 млрд долларов. Это на 2 млрд долларов больше доходной части бюджета Казахстана, на 2 млрд меньше Нацфонда и примерно равно всем золотовалютным запасам страны. Если такие деньги будут потрачены на покупку бумаг, то в результате рейтинги могут снизиться еще, при этом продать выкупленные акции по адекватной цене будет весьма затруднительно и государство должно будет их держать у себя неопределенное количество времени.

«В нынешней ситуации, ожидать притока, особенно со стороны долгового капитала, нереалистично. Эту проблему притока капиталов в краткосрочном плане не решить», — полагает директор аналитического департамента компании «Ренессанс Капитал» Гайрат Салимов.

По его мнению, помочь Казахстану может только ослабление курса национальной валюты. «Плавное и планомерное снижение курса тенге к доллару США на 15% было бы достаточно полезным для экономики Казахстана". Сейчас перед Нацбанком стоит очень сложная задача: фактически одновременно удержать курс тенге, выправить ситуацию с платежным балансом и держать необходимый уровень золотовалютных резервов. Выход из этой ситуации, который очевиден, — это планомерное снижение курса тенге, что может снизить дефицит текущего счета и каким-то образом снизить давление на платежный баланс", — считает Салимов.