Что делать при кадровом \"профиците\"?

На модерации Отложенный

Описывая ситуацию на рынке труда в условиях кризиса, можно дать один основной совет: не стоит сейчас менять работу, постарайтесь удержаться на текущем месте. Но что делать, если ты уже оказался «вне игры»? Ответ на этот вопрос искал D'.

В кризис тяжелее всего придется самым молодым сотрудникам и дорогостоящим 

Знакомые финансисты и журналисты в панике — сокращение штатов и снижение зарплат заставляют их нервничать. «Еще летом я не волновался относительно трудоустройства, неплохо зарабатывал фрилансом, продавая свои статьи в три-четыре издания, то сегодня ситуация хуже некуда: журналы фактически перестали заказывать мне материалы, а поиск постоянного места работы изрядно затянулся, — жалуется Андрей Г. — Перед самым кризисом уже договорился с редактором, что выйду на работу, но издательский дом заморозил прием новых сотрудников. Так до сих пор и не нашел ничего». «На работе все усиленно стремятся показать себя незаменимыми — на перекуры не ходят, засиживаются до позднего вечера, стремятся угодить начальству», — рассказывает Сергей В., инвестиционный аналитик небольшого столичного банка.

Впрочем, хедхантеры уверяют, что ситуацию не стоит драматизировать. «Нельзя сказать, что кризис сегодня затронул все отрасли, далеко не все компании снижают издержки за счет персонала. Многие сокращают бюджеты на рекламу, на обучение персонала, приостанавливают набор новых сотрудников, но при этом сохраняют действующие команды», — говорит Тимур Соколов, управляющий партнер компании СlubConsult. Однако и он не исключает, что даже весьма квалифицированные специалисты могут оказаться «на улице». По прогнозам рекрутеров, в ближайшие месяцы можно будет наблюдать снижение зарплат на 10–30%, примерно на столько же сократится и штат во многих компаниях. Тяжелее всего придется самым молодым сотрудникам и самым дорогостоящим — «топам». «Если раньше топ-менеджер банка в течение двух-трех недель мог выйти на финальные собеседования и выбрать новое место работы, то в настоящее время на это может потребоваться один-два месяца. В меньшей степени кризис затронул представителей среднего звена — они все же дешевле, и многие банки по-прежнему могут себе их позволить. Правда, объем работы и ответственность за результат вырастет: с них будут требовать гораздо больше, чем раньше», — объясняет Наталья Куркчи, партнер рекрутинговой компании Antal International Russia.

Что касается молодых специалистов, им также придется крайне нелегко — от них работодатели избавляются в первую очередь. «Если раньше вчерашние студенты диктовали условия компаниям, нередко завышая собственную стоимость, то сейчас работодатели могут немного добавить к ставке молодого специалиста и нанять более опытного. Многие крупные фирмы уже приостановили программы стажировок», — рассказывает гендиректор компании Penny Lane Personnel Татьяна Долякова.

Не все согласны с такими выводами. «Для сотрудника кризис — это не только шанс быть уволенным, но и возможность проявить себя, вырасти в профессиональном плане. Это в первую очередь относится к тем, кто только начинает строить карьеру: снижая издержки, многие компании будут набирать дешевых сотрудников — выпускников вузов или людей с минимальным опытом работы. Инвестиции в них обойдутся гораздо дешевле покупки профессионалов», — уверяет Тимур Соколов.

Привередам здесь не место

В ситуации кадрового «профицита» следует умерить зарплатные амбиции.

«Забудьте о том, какие зарплаты и бонусы были полгода назад. Посмотрите, что предлагают работодатели сегодня: возьмите десять вакансий по вашей специальности, отбросьте самые крайние по размеру оклады, и вы получите среднюю зарплату, на которую сможете рассчитывать. Даже если вы оцениваете себя дороже, отказываться не стоит — пик кризиса на рынке труда придется на январь—март. Если вы настроены отстаивать прежний уровень дохода, то рискуете вообще остаться без работы», — считает Юлия Винча, партнер кадрового центра «Юнити». И приводит характерный пример: «Летом мы искали место для специалиста из строительной отрасли, который хотел непременно получать 200 тыс. руб. Отказывая тем, кто предлагал 170–180 тыс., он в результате был вынужден согласиться на зарплату 100 тыс.».

Людям, занятым в тех отраслях, которые кризис затронул наиболее сильно, можно подумать и о смене специализации. Так, сотрудники аналитических отделов в банках могут работать на той же должности в торговой или производственной компании. А хорошие менеджеры по продажам и вовсе будут востребованы в любой фирме, испытывающей дефицит в этих специалистах. «Банкиры в период кризиса 1998 года нередко уходили в иные отрасли, и сейчас они также могут найти работу в ритейле или иных сферах, но пока таких переходов мы не наблюдаем», — комментирует Татьяна Долякова. Да и далеко не все смогут сменить специализацию. Так, профессионалам в строительстве и девелопменте это будет сделать непросто. Им имеет смысл подождать подходящих вакансий. Новые проекты в строительстве жилой и коммерческой недвижимости появятся со временем. А вот профессию хедхантеры менять не советуют: в этом случае придется начинать карьерный путь со стартовых позиций, фактически откатываясь назад.

В условиях кризиса многие задумались о работе в госструктурах, ранее не пользовавшихся особой популярностью у соискателей. До кризиса никто не хотел идти туда, но как только «грянул гром», все изменилось: компании с госучастием стали востребованы. Почему? Многие кандидаты с хорошим опытом работы в западных банках и фирмах теперь готовы рассматривать вакансии в госбанках и госкорпорациях, поскольку они могут предложить стабильность. При этом оклады там вполне на уровне частных компаний. «При трудоустройстве одного юриста в коммерческой структуре предлагали зарплату 50–70 тыс. руб., а в госструктуре при небольшом окладе (20 тыс.) вместе с премиями зарплата составляла 60–80 тыс.», — говорит Юлия Винча. Правда, дефицита кадров госкомпании не испытывают, да и попасть в них довольно сложно. Чаще всего поиск новых сотрудников ведется через собственные кадровые службы. «По нашей оценке, не более 5% вакансий в госкомпаниях закрываются сторонними рекрутинговыми агентствами. Не обладая связями или знакомствами внутри госкорпорации, получить там место вряд ли удастся», — считает Татьяна Долякова.

Эксперты советуют активнее искать работу: количество вакансий уменьшилось, но они по-прежнему есть. Лучше использовать сразу все средства — кадровые агентства, специализированные сайты, спрашивать среди знакомых, самому обзванивать компании, выясняя, какие предложения у них есть, ездить на собеседования. Резких движений делать не следует: если есть работа, то лучше пока никуда не переходить, но исследовать рынок, безусловно, полезно: во-первых, вы будете в курсе имеющихся вакансий, а во-вторых, будете знать, на какой оклад сможете рассчитывать в случае самого неблагоприятного сценария.

Александр Потапов