Программа переселения наших соотечественников на родину, похоже, забуксовала надолго

На модерации Отложенный Минуло уже больше года после подписания указа президента «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Однако Россия так и не ощутила наплыва репатриантов – по данным МИД РФ, о своем желании вернуться на историческую родину заявили пока лишь около 20 тыс. человек.

Причем от наших соотечественников, желающих переехать из Молдавии, Украины, Казахстана и Узбекистана принято всего около полутора тысячи анкет.

Чиновники, отвечающие «за соотечественников», настроены оптимистично. На этой неделе начальник Управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы Евгений Маняткин уверенно заявил, что реальные результаты курируемой им программы будут ощутимы уже в следующем году, а к 2012 году около 300 тысяч наших соотечественников смогут вернуться в Россию. Причем в первую очередь репатриантов из стран ближнего и дальнего зарубежья будут переселять в районы Сибири и Дальнего Востока, русского Севера, и упор будет делаться на возвращении квалифицированных специалистов.

На вопрос о том, а кого вообще можно считать «соотечественником» «НИ» удалось получить ответ в МИДе РФ: «Национальность желающего участвовать в программе решающего значения не имеет. Это же не программа по переселению в Россию этнических русских. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Спорная цифирь

О каком числе потенциальных переселенцев вообще идет речь сказать пока еще трудно. Высшие чиновники, начиная с председателя Совета Федерации Сергея Миронова, говоря о соотечественниках в странах СНГ (до остальных руки, видимо, вообще еще не дошли), оперируют цифрой в 20 млн. человек, что само по себе уже вызывает вопросы. Как сообщила «НИ» заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская, подобная статистика основана на данных 1989 года. По ее словам, за 18 лет на территории бывшего СССР произошло столько демографических перемен, что сегодня можно говорить от силы о 16 млн. соотечественниках. «Часто приходится слышать, например, о десяти миллионах русских на Украине. Но факт есть факт: на последней переписи населения в соседней республике (2003 год) два миллиона русских записались украинцами, и вряд ли у кого из них появится желание покинуть свою фактическую родину. В прибалтийских государствах проживают немало наших соотечественников, но особого рвения вернуться в Россию среди них не наблюдается: они уже мыслят категориями жизни в Евросоюзе. А что делать с теми, кто уже вернулся самостоятельно? Тем более что несколько сотен тысяч человек до сих пор еще живут у нас, да и в ряде других республик СНГ, с советскими паспортами и ни в какие национальные переписи не попадают». Руководитель Гуманитарного центра помощи беженцам и вынужденным переселенцам Юрий Федяев настроен куда более радикально. По его мнению, власти «ищут черную кошку в темной комнате»: «Число людей, подпадающих под определение соотечественников, в странах СНГ не превышает 5 млн. человек. Но надо думать о тех, кто уже вернулся из бывших братских республик, а это порядка 15 млн. человек (по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и перемещенных лиц (УВКБ)). Причем только треть из них имеют регистрацию. А нет регистрации – нет и жилья. Вот о ком надо думать в первую очередь».

Лучше помогите материально

Как сообщили «НИ» в ФМС РФ, у программы возвращения соотечественников практически целый год продолжался организационный период. Сложилась парадоксальная ситуация: государство призывало людей возвращаться на историческую родину, не создавая для этого практически никаких реальных условий. Поражает, например, тот факт, что около года понадобилось на решение вопроса о процедуре оформления документов для багажа.

Очень долго обсуждались размеры контейнеров, в которых будет перевозиться имущество репатриантов. В итоге решено предоставлять один пятитонный контейнер при наличии в семье трех человек, и два пятитонника, если семья больше. Кстати, в соседних республиках к этому относятся довольно иронично. Как рассказал «НИ» один из сотрудников главного транспортного управления в Астане (Казахстан), «гора, скорее всего, родит мышь. Специалисты российского происхождения, в том числе в транспортной сфере, проживающие у нас, предпочитают все-таки участвовать в новых проектах в Казахстане, чем перебираться куда-то на Чукотку. Размеры контейнеров вряд ли играют для них большую роль».

Объем материальной помощи репатриантам зависит от того, куда переезжает человек. «НИ» уже писали о том, что разница в выплатах связана с демографической политикой и крупными инвестиционными проектами в разных регионах нашей страны. К территориям категории А отнесены в первую очередь приграничные зоны (например, Калининградская область), где демографическая и кадровая проблемы наиболее остры. Переезжающий в эти края специалист получит единовременное пособие в 60 тысяч рублей, члены его семьи – по 20 тысяч. К территориям категории Б отнесены регионы, в которых разворачиваются крупные проекты, требующие большого привлечения высококвалифицированной рабочей силы (Красноярский край, скажем). Переезжающие сюда могут рассчитывать на пособие в 40 тысяч рублей, члены семьи – по 15 тысяч. А категория В вообще не подразумевает выплаты единовременного пособия. Дескать, все можно решить за счет ипотечного кредита. Один из потенциальных переселенцев, инженер из Душанбе Александр Б. (по вполне понятным причинам он пожелал сохранить анонимность), прямо заявил «НИ», что ни в какие ипотеки он не верит: «Любой банк, узнав, что я из Таджикистана, станет как рентгеном просвечивать всю мою подноготную. А подо что мне брать кредит? В Москве обещают дать сертификат на 23 тысячи рублей – на строительство. И что мне строить на эти копейки?»

Грузинский акцент

Показателен грузинский пример. Число желающих переселиться в Россию из этой страны насчитывает чуть более одной тысячи человек (заметим, что в стране проживают порядка 60 тысяч русских). Как сообщил «НИ» консул посольства РФ в Тбилиси Иван Васильев, «заявки поступили от жителей разных городов страны, в том числе Тбилиси, Батуми, Рустави, Кутаиси, Марнеули. Однако работа практически еще только начинается».

По наблюдениям консула, среди жителей Грузии, подавших заявки на переселение в Россию, превалируют этнические русские. Имеются заявки и от смешанных семей. «Фактор межнационального брака не имеет решающей роли. Если глава семьи решил переезжать, то что ж тут поделаешь?» – пожал плечами г-н Васильев. Динамика продвижения программы переселения соотечественников здесь полностью зависит от Москвы. По словам советника посольства РФ в Грузии Александра Травина, получение утвержденных инструкций от Федеральной миграционной службы пока только ожидается».


Ничего, кроме «списков ожидания»
Один из наиболее активных членов Всемирного совета российских соотечественников, президент ассоциации «Европейское русское сообщество» Сергей Петросов в беседе с корреспондентом «НИ» с грустью констатировал: «Проблема в том, что российская государственная программа возвращения соотечественников пока не действует. Программа, объявленная указом президента РФ, должна была вступить в силу с 1 января нынешнего года. Но не могла, потому что не готова ее законодательная база, не утверждены региональные программы, ряд актов находится еще на согласовании. Когда программу только объявили, интерес вспыхнул большой, люди стали к нам обращаться, но мы не могли ничем помочь, кроме как вести списки ожидания. Сейчас уже мало кто обращается».
По словам Петросова, тем самым программу запороли, обнадежив и заинтересовав людей заманчивыми льготами, но не подготовив условия для выполнения. В Бельгии, где русское население оценивается в 60–70 тысяч, письменно выразили желание вернуться в Россию несколько десятков человек, а в Германии, где живут три-четыре миллиона соотечественников, число пожелавших измерялось тысячами. В целом в Евросоюзе насчитывается около шести миллионов людей, для которых русский язык родной или основной язык общения. Не все, уехав в трудные годы из бывшего Советского Союза, нашли счастье в Западной Европе. Как раз они-то и ограничены в средствах для возвращения.
А вот программа Международной организации по делам мигрантов, партнером которой также является Европейское русское сообщество, работает давно и успешно. Ее финансируют страны, в которых живут мигранты, желающие вернуться на родину. Правда, она не предусматривает такой весомой материальной помощи, как российский государственный проект.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

Репатрианты предпочитают «свой путь»
В центральноазиатских республиках, в том числе в Киргизии, первоначальный резонанс, произведенный программой по переселению соотечественников, уже сошел на нет. Как сообщили «НИ» в представительстве ФМС РФ, в Бишкеке на сегодняшний день нет ни одного уехавшего по программе гражданина КР. Тем более что на практике в Киргизии этот проект заработал месяц назад, то есть прошло всего 30 дней, как российская сторона стала принимать документы на переселение.
Между тем в январе 2007 года, как сообщали социологи, в Киргизии чуть ли не каждый третий желал побольше узнать о данном законопроекте. В зимний период в представительство ФМС России в день обращалось порядка 60 человек. Ближе к весне число обращавшихся возросло в два раза (130–150). Но теперь в ФМС обращаются менее 100 человек в день. Большое впечатление на русских жителей Киргизии произвело выступление главы госдепартамента по миграции и занятости Киргизской Республики Айгуль Рыскуловой, в котором она обратила внимание русского населения на то, что «в программе по переселению никто вам не предлагает центральные города и области России. В перечне принимающих мигрантов в основном те города, где не хватает рабочих рук, демографические показатели самые низкие, да и климатические условия не самые благоприятные». Ее заявление поспешил прокомментировать руководитель ФМС РФ в Киргизии Юрий Николаев: «Мы никого не агитируем к отъезду в Россию. Данная госпрограмма предоставляет людям возможность выбора. Гражданам были представлены 12 «пилотных» регионов, куда миграционные потоки необходимо направить в первую очередь. Это стратегически важные приграничные регионы, а также области, которым предстоит освоение крупных инвестиционных проектов, где требуются рабочие руки. Кроме того, в число «пилотных» регионов входят регионы Центральной России с устойчивым социально-экономическим развитием, но с демографическими проблемами. Но таковых, конечно, гораздо меньше». Естественно, после двух громких заявлений от руководителей миграционных служб потенциальные репатрианты призадумались: что лучше, воспользоваться программой или уехать самостоятельно? Выяснилось, что второй вариант гораздо более удобен. Самостоятельно легче перебраться туда, где социальный уровень жизни выше. А это, несомненно, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и прочие развитые города.

Жанна ЗАХАРОВА, Бишкек

Русские бакинцы не спешат на историческую родину
Вопреки некоторым ожиданиям, госпрограмма по репатриации в РФ русских из зарубежья не вызвала в Азербайджане заметного интереса. Как сообщили в посольстве России в Азербайджане, к ним по вопросу переезда на историческую родину до сих пор обратились меньше 100 человек, причем значительная часть этих людей, ознакомившись с пунктами компенсационного пакета, предпочли остаться в Баку.
Этот «феномен» неудивителен. Во-первых, большая часть желавших покинуть Азербайджан сделала это в «смутное время» 1989–1992 годов. Во-вторых, русские в Азербайджане проживают около 200 лет, и за все эти годы не было ни одного случая противостояния их с азербайджанской общиной. Культуры обеих общин постоянно взаимообогащались. 170-тысячная русская община Азербайджана – крупнейшая на Южном Кавказе. В-третьих, у русских в Азербайджане нет проблем в духовной и образовательной сфере: здесь есть пять православных храмов, в том числе кафедральный собор; как и во времена СССР, работают свыше 20 русских школ, а еще в 400 средних учебных заведениях преподавание ведется частично на русском. Есть Бакинский славянский университет, во многих других вузах имеются отделения с русским языком преподавания. Заметим, что во всех русских школах большинство обучающихся составляют азербайджанцы и до 30% преподавателей – русские. Российское посольство ежегодно раздает в школы до 40 тысяч преимущественно художественных книг на русском языке, а бесплатными учебниками школы снабжает правительство Азербайджана. В стране издается несколько десятков русскоязычных газет, с десяток журналов.
Но если религиозная толерантность азербайджанцев создавала благоприятную почву для проживания русских в Баку и районах, то языковая привела после обретения страной независимости к тому, что значительная часть некоренного населения не владеет азербайджанским, вследствие чего не может работать в госсекторе.
Русская община, как рассказал «НИ» ее глава депутат азербайджанского парламента Михаил Забелин, намерена исправить положение, для чего обратилась к властям страны с инициативой проведения в русских школах конкурсов на лучшее преподавание и знание азербайджанского языка. Кстати, 70% населения Азербайджана хорошо владеют русским. Но особый упор г-н Забелин сделал на том факте, что в последние годы как минимум несколько сотен русских, подавшихся ранее в Россию, вернулись в Баку. Благо возможность найти хорошую работу здесь сейчас есть. Русские в Азербайджане, особенно молодежь, достаточно широко представлены в местных бизнес-структурах и особенно – благодаря европейской внешности – в бакинских представительствах зарубежных частных компаний. Немало бакинских русских можно найти и среди обслуживающего персонала Дубая и турецких курортов.

Рафаэль МУСТАФАЕВ, Баку