Хуже советского может быть только антисоветское

На модерации Отложенный

Меньше чем за месяц до очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне с Украины пришло сообщение о том, что в одном из городов Львовской области, Стрый, демонтируют памятник советскому Воину-освободителю.

Решение было принято депутатами Львовской областной думы. Они намерены отправить памятник в Музей тоталитаризма.

До всей вакханалии, которую поднимут наверняка российские юные штурмовики, скажу сразу, чтобы не было недомолвок: не надо трогать солдатские памятники.

Городской совет Стрыя решил по-иному: перенести памятник воину-освободителю с площади Рынок куда-то, то ли на кладбище, то ли в мемориал жертвам большевизма.

Много обоснований, идеологических про оккупацию и свободу, но есть и эстетическое.

Монумент не представляет художественной ценности и не занесен в список памятников. Это тут причем? Посмотрел бы я на экспертов сорок пять лет назад, как они признали бы нехудожественной фигуру солдата с ребенком на руках. Это все конъюнктура и вкусовщина.

Два месяца назад, четырнадцатого февраля, городской совет Стрыя призвал граждан к обсуждению проблемы памятника. Перечислив мемориалы в честь знаменитых уроженцев города, таких, как Бандера, например, историческим событиям – формированию Легиона УСС (кто-то путает с СС, но это украинские сечевые стрельцы времен первой мировой) и мемориал жертвам большевизма, совет подчеркнул, что установленный памятник «воину-освободителю» искажает историю второй мировой войны и прославляет Красную армию, которая на своих штыках принесла новую оккупацию…

Все смешалось в бедном антисоветском уме.

Советский ум, конечно, не без умысла поставил большой памятник в центре родного города Степана Бандеры, но стремление перещеголять совок в идиотизме – ох как непохвально.

Но призыв к обсуждению был услышан, и на стрыйском сайте 37 страниц полемики. Именно полемики. И очень много высказываний против.
Вот самые примечательные. «Строить не умеем, потому что нечем и некому, а сносить – пожалуйста! Гореть в аду, тем, кто порочит память о солдатах»; «Это памятник не советской военной машине, а неизвестному простому солдату»; «Снесем памятник и вообразим, что не было советского солдата. Удобно, а заодно забудем, сколько было кремляди украинской национальности»; «Наверняка кому-то участок приглянулся для торгового центра».

Нормальный спор ответственных горожан. На украинском языке. То есть, не для кого-то, а для себя. Но совет решил. Имеет право, но жаль.

Лукавство в этом есть большое.

Если простой солдат, кстати, может и украинец, – советский оккупант, то почему сечевой стрелец не оккупант австрийский? А если есть мемориал жертвам большевистского террора, то есть ли монумент уничтоженным евреям, которые в 1939 году составляли четверть населения Стрыя, а в 1944-м – нисколько.

История-то нужна вся.

И всем. И в Москве, и в Стрые. И память не состоит в борьбе совков и антисовков.