"Все это более безумно, чем сам лис"

Упоротый Лис прилетел в Петербург вместе с двумя англичанами — создательницей Лиса, художницей Адель Морзе, и своим хозяином — диджеем Майком. Кафе, куда привезли Лиса, пикетировали коммунисты в буденовках. Открытие выставки, состоящей из чучела, помещенного в стеклянный короб, и плакатов с картинками из интернета, стало одним из главных питерских событий на этой неделе. «Лента.ру» попыталась понять, почему вокруг унылого чучела — такая суматоха.

Открытие выставки в Geometria Cafe организаторы назначили на пять вечера. Адель Морзе, ее питомец и его хозяин Майк приехали несколькими часами раньше — и вовсю раздавали интервью телеканалам. У входа в кафе были припаркованы два полицейских фургона: люди в форме равнодушно наблюдали за одиночным пикетом представителей партии «Коммунисты Петербурга». Ее председатель — муниципальный депутат Сергей Малинкович — держал в руках плакат «Нет — подлой антироссийской выставке упоротого лиса!» и рассказывал об ужасных издевательствах над животными, которые якобы творятся в квартире Адель Морзе (к слову, вегетарианки с десятилетним стажем). Рядом с Малинковичем с гордо поднятой головой, украшенной буденовкой, стоял его товарищ Виктор Перов.

Сергей Малинкович — настоящий ветеран петербургского безумия и вирусного троллинга прессы. Некогда — лидер общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти», которую журналисты многократно путали с КПРФ; теперь — секретарь ЦК партии «Коммунисты России». Малинкович предлагал канонизировать Сталина и обвинял Ольгу Куриленко в пособничестве иностранному агенту Джеймсу Бонду задолго до того, как главным генератором невообразимых инфоповодов в Петербурге стал депутат законодательного собрания Виталий Милонов. Против выставки Упоротого лиса выступили оба знаменитых местных политика. Претензии Малинковича сводились к осквернению российских памятников и символов (фотожабы с Лисом на коленях у Ленина, с Лисом верхом на Медном Всаднике и прочее) — в отместку депутат предложил провести в Лондоне выставку «Упоротого Черчилля». Виталий Милонов, в свою очередь, призывал собачников выйти на массовую прогулку в знак протеста против жестокого обращения с животными.

Адель Морзе, узнав, что у входа в кафе проводится одиночный пикет, сначала хотела спуститься, чтобы пообщаться с Малинковичем — она не раз заявляла, что не ест мяса, выступает против охоты и жестокого обращения с животными, и история, приключившаяся с Лисом — результат досадной ошибки таксидермиста. Вырваться из цепких рук журналистов и пиарщиков кафе Морзе, конечно, не удалось. Девушка выглядела не то чтобы ошарашенной, скорее — покорившейся обстоятельствам и готовой, в общем, на все: раздать два десятка интервью, позировать с Лисом на руках, присесть на кресло, улыбаться.

Хозяин Лиса диджей Майк не без испуга оглядывал публику и нервно посмеивался. Он купил чучело на eBay за 330 фунтов в качестве гонорара другу и коллеге, сыгравшему на его вечеринке, и приехал вместе с Лисом в Россию, чтобы лично оберегать чучело во время гастролей (другу Майка еще предстоит подружиться с чучелом).

Казалось, что три героя вечера — Адель, Майк и Лис — смирились с безысходной атмосферой праздника. Когда в кафе набилось столько людей, что войти туда стало попросту невозможно, Сергей Малинкович и коммунисты Петербурга сняли вахту — и внимание прессы теперь уже полностью переключилось на законных представителей Упоротого лиса. Фотографы облепляли Упоротого лиса, как сказочный братец Кролик — смоляное чучелко.

Адель фотографировала журналистов на смартфон.

«Вообще-то я думала, что придут 20 человек, которые тихо зададут свои вопросы, — качала Адель головой после пресс-конференции. — Все происходящее гораздо более безумно, чем сам Лис, и именно поэтому я и решила снять документальный фильм об этой поездке».

«Самое интересное для меня в этой истории — то, почему Лис стал так популярен именно в России. Это вполне соответствует западному стереотипу о безумной стране с сумасшедшими людьми. В Англии пользователи интернета, конечно, отреагировали на Лиса, но никому не пришло в голову, что его сделал драгдилер, как писали русские. Для вас Лис, видимо, значит что-то более глубокое», — считает Майк.

Впрочем, и сам он, заприметив Лиса на eBay, совершил пятичасовое путешествие из Манчестера в Лондон — только чтобы познакомиться с Адель. Она была удивлена приезду Майка не меньше, чем первому письму от заинтересованного российского блогера, которое сперва сочла за спам из разряда «вы выиграли миллион фунтов». Теперь Адель уже не удивляется. Полгода спустя ей приходится отвечать на 30-40 писем в день.

Недавно Адель решила проконсультироваться с юристами: то тут, то там появляются сувениры с изображением Лиса. Для Морзе важно, кто делает мягкие игрушки — фанаты из любви к искусству или коммерсанты с сугубой целью наживы. Хотя и Адель, и Майк совсем не богаты, о том, как заработать на своей популярности, они пока не думали. Адель надеется, что люди будут использовать Лиса, чтобы создавать дополнительные смыслы и выражать себя — в этом, как ей кажется, и состоит суть искусства. Майк просто рад, что его друг ди-джей будет писать музыку в приятной компании.

Тем временем, приезд Упоротого лиса в Петербург — замечательный образчик российского коммерческого пиара: несколько локальных скандалов в преддверии выставки, сотня озверевших от тесноты и духоты журналистов на открытии. Стоимость билета на Лиса, усаженного в пестрящую логотипами организаторов витрину, — 500 рублей. Но выставка, где главным экспонатом (и, строго говоря, единственным, ведь нельзя считать таковыми распечатанные картинки из интернета) выступает чучело, прославившееся в Сети, — еще и очередной случай из общего безумного ряда событий петербургской жизни.

Вот Стивен Фрай берет интервью у Виталия Милонова, а вот месяц спустя журналисты федерального канала на камеру изображают интервью с Упоротым чучелом. Вот телеоператор едва не падает на коллег со стула, стремясь заснять двух вежливых молодых англичан, уставших удивляться. А вот Адель вспоминает британский фантастический сериал «Черное зеркало», который рассказывает о том, как современные технологии меняют человеческий быт, чувства и отношения. Последняя серия сериала — о синем анимационном медведе Уолдо, которого играет молодой никому не известный комик. Благодаря популярности в интернете Уолдо становится самостоятельным героем, который участвует в выборах и хоронит политические карьеры. Постепенно Уолдо становится медиавирусом, на котором зарабатывают деньги и политические очки, а о комике уже никто и не вспоминает. Эту серию Адель еще не видела, но обязательно посмотрит, как только вернется в Англию и немного выспится. Потому что слишком много друзей сравнивают ее с персонажами «Черного зеркала».

Но в России Адель и Майку предстоит снова и снова рассказывать нехитрую историю их Упоротого лиса. «Единственное, что я точно понял из этой истории — что людям нужен объект для смеха. Мы не столь самодостаточны, как себе кажемся», — полагает Майк.

Источник: http://www.lenta.ru/articles/2013/04/04/crazyfox/

10
1021
0