Скажется ли кризис на меню президента и других высших чиновников?

Поговаривают, что кризис скоро докатится и до “кормушки власти”. В прямом смысле — до кремлевской столовой. Дескать, и цены здесь вырастут, и ассортимент поубавится. Неужто президента будут кормить скуднее? Не придется ли чиновникам самого высокого ранга столоваться в ближайших чебуречных или носить с собой из дома супчик в термосе? Чтобы выяснить это, корреспондент “МК” отправился в “Непецино”. Именно в этом подмосковном хозяйстве выращивают картошку для первых лиц, солят им по спецрецепту огурчики, разводят особых барашков для шашлычка и доят коров, лучше которых, по слухам, не сыскать нигде в мире.

— А где здесь президентский колхоз? — интересуюсь у первого попавшегося мне жителям “Непецино”.

— Через мост и направо. Давайте провожу. Я там сам работаю. К Медведеву направляетесь? Так он на ферму пошел, скотину проверять…

Не пугайтесь, президент не крутит коровам хвосты вместо того, чтобы проводить важные государственные переговоры. Просто директор “Непецино” — однофамилец нынешнего главы государства. Они с ним даже примерно одного возраста. Но рулит колхозом Сергей Михайлович куда дольше, чем Дмитрий Анатольевич — страной. Сам президент в хозяйство, которое его кормит, еще ни разу не наведывался. Колхозники относятся к этому с пониманием: не до того ему сейчас. Между тем бывшее руководство бывшего СССР ездило сюда частенько. Оно, по слухам, вообще считало предприятие чем-то вроде личного подсобного хозяйства.

Теперь здесь применяют новейшие технологии, а площадь агрофирмы выросла в несколько раз. Впрочем, кое-что из колхозного прошлого все же осталось. Очень позабавила и порадовала Доска почета, на которой регулярно пишут, кто в этом месяце больше всех надоил молока, кто отличился на поле. Вроде мелочь, а людям приятно.

Кстати, о людях: работают здесь порядка 350 душ. Все местные жители. Никакой проверки спецслужб перед трудоустройством они не проходили — их само время проверило. Ведь у большинства в колхозе работали отцы, деды и даже прадеды. И все же есть в “Непецино” дефицит кадров, особенно в разгар посевной, — не хватает трактористов. И тут руководство вынуждено прибегать к помощи гастарбайтеров. Набирают работящих мужиков в основном с Украины и из Молдавии.

— Ну и местных стараемся больше заинтересовывать, — говорит Сергей Медведев. — Вкусные бесплатные обеды прямо в поле приносим, зарплату регулярно поднимаем. Вот представили самых передовых к награждению почетной грамотой Управления делами Президента. Бывает, тракторист наш срывается в запой, а мы увольнять его с работы не спешим. В тяжелых случаях предлагаем закодироваться за счет предприятия. Разумеется, руки не связываем и насильно к доктору не везем, но если получим согласие выпивохи, все организуем сами.

До недавнего времени урожай помогали убирать солдаты из ближайшей воинской части. Начальство им разъясняло, что стараются для самого президента, так что нужно работать в полную силу и с проникновенным выражением лица. Так и делали. Но теперь солдатиков в помощь не дают… “Вот если бы каждый депутат или член правительства хоть раз бы приехал картошку покопать, гастарбайтеров бы звать не пришлось”, — шутят местные мужики.

Гейша для президента

— Иди сюда, наша царевна!

— Му-у-у-у-у-у!

— Ну что ты упираешься, не бойся, никто тебя не обидит!

Из-за угла показывается сначала голова “царевны”, потом и вся сногсшибательная (так считают знатоки–доярки) фигура. Ух и мощное тело у нее! Живого веса больше 600 кг. Такая скотина одним копытом прибить может… А сама будто из сказки: между рогов — роза, на хвосте — блестящая лента. Но, увы, это не повседневная форма одежды — корову, оказывается, специально к нашему визиту принарядили. Смотрит буренка таким нежно-ласковым взором, что поцеловать ее хочется прямо в большие пухлые губы.

— Не туда глядите! Не на морду надо смотреть, а на вымя — в нем вся красота, — учит меня доярка Валентина Коробова. — Видите, какое большое! Уже только по одному вымени можно сказать, что корова дает поразительно много молока. Выдаиваем в год почти 11 тысяч литров. Вот это оценили и члены жюри на выставке, которая недавно проходила на ВВЦ. Наша Вишенка заняла первое место и получило большую золотую медаль. Настоящая “мисс Россия” — только в своей категории!

Вишенка оказалась не только красавицей и знатной работницей, но еще и скотиной с золотым характером. Спокойная, добрая, а людей любит — прямо страсть как! Сама ко мне прильнула всем своим огромным теплым телом в ожидании ласки. Ее боевая рогатая подруга — знаменитая корова Камелия, получавшая приз губернатора, сейчас “на пенсии”. Старая стала, удои сократились. Не ровен час пустят рекордсменку под нож.

— Жалко ее, конечно, но ничего не поделаешь, — горько вздыхает зоотехник Нина Зайцева. — Все ведь коровы на балансе. И даже самым выдающимся не позволено умереть естественной смертью.

Всего в хозяйстве 1000 коров особого непецинского типа черно-пестрой породы, и у каждой есть имя. Да еще какое! Газель, Бирюза, Галка, Охра, Ольха… Есть даже Гейша. Так нарекли одну из молодых коров, подающую большие надежды. Кстати, для лучших буренок построили, так сказать, VIP-коровник.

Молоко Медведеву, Путину — кефир

— А молоко какой коровы пьет президент? — интересуюсь у руководства фермы.

— Мы молоко от всех коров перемешиваем, — поясняют мне. — И потом отвозим его на наш собственный молокоперерабатывающий завод, который появился всего пару лет назад. Вон он, прямо за этим коровником. Здесь продукт проходит очистку и обработку. А затем его сразу же отвозят в Москву.

В итоге молоко попадает на комбинаты питания, расположенные в Кремле, Госдуме, Доме правительства и Совете Федерации. Живое — не порошковое, без всяких добавок и консервантов. Теоретически от момента, когда подоили корову и подали стакан молока президенту, может пройти всего три часа. Но так это происходит на самом деле или нет, колхозники не ведают. Знают только, что Медведев молоко любит. Не случайно президент не раз заявлял, что давно пора писать на упаковках, какое молоко мы пьем — цельное или восстановленное. Делают в кремлевском хозяйстве и сметану, масло, творог, кефир. Кисломолочные продукты очень любит ВВП. Однажды сам признался журналистам, что предпочитает по утрам есть творог, а днем выпивать стакан кефира. Что касается жирности и прочих параметров, работники “Непецино” здесь при производстве советуются с кремлевскими поварами, в точности выполняя их наказы.

Как бы там ни было, молочные продукты получаются такими вкусными, что после них есть то, что продается в магазинах, не очень хочется… И все потому, что дают коровам исключительно натуральные корма (клевер, зерновые для них заготавливают здесь же, чтобы ничего “вражеского” на территорию колхоза не проникло), не пичкают антибиотиками и прочей дрянью. А еще, поговаривают, дело в человеческом факторе. За несколькими коровами закреплена конкретная доярка, которая относится к ним как к детям родным. Поговорит с ними, помоет, приголубит.

Проводит с рогатыми подопечными почти целый день — с 5 утра до вечера. В итоге коровы не переживают стресса и в молоке у них содержатся только “правильные” гормоны.

В ближайшее время руководство хозяйства планирует закупить уникальные роботы для дойки коров. Они будут даже сами обрабатывать вымя. Но количество доярок не сократят, просто у тех появится еще больше времени на живое общение с любимой скотинкой.

Сосиски — любимое блюдо кремлевских чиновников?

Но не одними буренками живо “Непецино”. В хозяйстве нагуливает жирок целый отряд свиней трех пород — крупная белая, ландрас и дюрок. Благодаря особому интенсивному методу разведения “пятачки” в президентском хозяйстве плодятся почти как кролики.

— Знакомьтесь, мать-героиня Карина. Приносит не меньше чем по 14 поросят за каждый опорос, — хвастают на ферме. Дородная свиноматка в ответ довольно хрюкает.

Особая гордость — овцы. Разводить их стали совсем недавно по заданию кремлевских поваров. Может, потому что шашлык из баранины любит бывший президент и нынешний премьер Владимир Путин? Колхозники в ответ на мой вопрос молчат с заговорщическим выражением лица. Овец в “Непецино” выращивают специальной породы — мясо у них “мраморное”, с прослойкой и не имеет специфического привкуса баранины. “Шашлык получается — пальчики оближешь”, — уверяют меня зоотехники.

“Поставщики двора его величества” сами делают мясные полуфабрикаты, колбасу, ветчину и прочее. Как и все остальные, по особому рецепту. Используют старые добрые технологии советских времен. Им запрещено добавлять в продукт сою и всякую химию.

— А сосиски и сардельки для кого делаете? Неужто они сейчас спросом пользуются в кремлевских столовых? — удивляюсь я.

— Конечно! — заверяет заведующая мясоперерабатывающим цехом Раиса Волкова. — В Кремле их очень любят. Многие даже домой покупают.

А ведь точно. Вспомнила, как однажды поразилась, увидев в столовой 14-го корпуса Кремля длиннющую очередь. Оказалось, чиновники выстроились за сосисками. Брали килограммами. А что удивляться — в Кремле такие же, как мы, люди работают. Свою мясную продукцию хозяйство поставляет и в магазин на Старой площади (его еще с советских времен называют “кошкин дом”). Там отовариваться могут все посетители УДП.

Кто солит огурцы для депутатов

Миную пост охраны и попадаю в большой ангар. Кругом бочки. Открываю одну, а там огурчики. От запаха слюни бегут рекой. А вкус! А как хрустят!

— По старинному рецепту закатаны, — хвалится “хранительница” консервации для высокопоставленных желудков Зинаида Зиневич. — Секрет узнали у одной бабушки — местной жительницы. Фамилии не скажу, и не просите. Добавляем сюда дубовый лист, смородину, хрен, гвоздику, корицу, чеснок, укроп. Но в какой пропорции — тайна. Важно, что огурчики мы сами вырастили. Причем в открытом грунте.

В этом году засолили огурцов и помидоров порядка 10 тонн. До Нового года должно хватить. Особенно большим спросом в столовых Госдумы, Кремля и правительства пользуются огурцы. Причем чиновники в последнее время не хотят есть корнишоны, не уважают также заморский овощ. Подавай им наш огурец среднего размера. Самый обыкновенный, какие хозяйки в огороде выращивают. Вообще стремление ко всему натуральному и простому сегодня в моде у первых лиц. Соответственно, под них подстраиваются и в президентском хозяйстве. Больше, к примеру, стали квасить капусты. 24 гектара засадили смородиной, земляникой, малиной. Минимум минеральных удобрений, максимум — органических (благо буренки навоз регулярно поставляют). Санитарные врачи в колхозе — частые гости. Навещают хозяйство не реже раза в месяц. Плюс любую партию продукции в Москве проверяют. Поговаривают, что анализы берут специалисты Федеральной службы охраны. Если чуть что не так — всю партию в утиль. Правда, такого колхозники не припомнят:

— Еще никто нашей продукцией в Кремле не отравился. А то бы с вами здесь, наверное, не разговаривали…

Намоленная картошка лучше “атеистической”

— А вот это наши поля, — указывает на голые (уже убранные) гектары замгенерального директора Сергей Казин. — Здесь кукуруза, здесь зерновые, а тут картошку сажаем.

— Народ президентскую картошку подворовывает?

— Ага, выкапывают понемножку каждый год. Мы хоть и охраняем поля, но за всем не усмотришь. А людям все равно, чья это картошка — хоть самого Господа Бога. Ну ничего — “боевые” потери совсем незначительные. Главное, что картошка у нас замечательная. Сорта подбирали с поварами кремлевскими. Они оценивали ее разваристость, вкусовые сочетания картошки с маслом, мясом и т.д. В итоге остановились на трех сортах — голубизна, удача и романо.

— Да у нас самая лучшая картошка в России, — вступает в разговор один из колхозников. — Над ней же батюшки молятся.

— Что правда, то правда, — подтверждает Казин. — На территории ведь есть церковь Знамения иконы Божией Матери. Вот мы в храм весной семена приносим, отец Дмитрий их благословляет. В мае он по полям ездит, освящает.

— Ну и как? Хранит Господь кремлевское хозяйство?

— Еще как выручает! Даже когда у соседей урожая нет, у нас всегда обилие. Стоит священнику в холода пройти по полям, почитать молитвы и окропить землю святой водой, нас мороз обходит стороной. Так что с корнеплодами проблем нет. Мы ежедневно по 200 кг картошки отправляем в комбинат питания “Кремлевский”. Депутаты да чиновники всю съедают!

Прямо с поля повезли меня в сад. Хоть он и не цветет сейчас, но все равно впечатляет. Хотя бы своими размерами. Выращивают тут яблоки, груши, сливы.

В хозяйстве к делу приспособили не только религию, но и науку. Колхозники держат связь с учеными. Сотрудничают с Всероссийским селекционным институтом садоводства, ВНИИ племенного хозяйства, Российским государственным аграрным университетом и т.д. Те им семена поставляют, советы дают. Но все равно больше колхозники надеются сами на себя (стали продавать свою продукцию в обычных магазинах). Да еще на высокую “крышу”. Если впрямь наступят тяжелые времена, Управление делами Президента их в обиду не даст.

СПРАВКА "МК"

В 1943 году совхоз “Непецино” принят от Наркомата зерновых и животноводческих совхозов РСФСР в ведение Хозяйственного управления СНК СССР. В 1950-м переименован в подсобное хозяйство “Непецино”, основной задачей которого является снабжение сельскохозяйственной продукцией сотрудников аппарата правительства и госучреждений. С 1995-го предприятие подчиняется непосредственно Управлению делами Президента РФ.

КСТАТИ

Свои гастрономические пристрастия нынешний президент, точно так же, как и бывший, предпочитает от общественности скрывать. ВВП в свое время на этом обжегся — на его имени кое-кто сделал бизнес. Стоило Путину пообедать в одном питерском ресторане, как там появилось “меню президента”. Стоило ему только попить в гостях у пограничника черного чайку, как все стали писать, что ВВП любит не только зеленый чай, но и черный. Съел блинчик в кафе в Красной Поляне — хозяева заведения повесили памятную доску: “У нас обедал Президент России”.

Ева Меркачева

Источник: http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/12/03/society/384228/

0
2775
0