Ручное управление - это мировая практика

На модерации Отложенный

Многие статьи в эти дни открывались словами: «Вы видели разъяренного Путина, который нагнул Дерипаску подписать договор?» И тут же: «Не-ет, вы видели разыгранный спектакль, ведь днем раньше Дерипаске дали кредит на 4,5 млрд долларов!Это был путинский пиар! Спектакль, разыгранный для публики»

Нет, это был не спектакль.Это был вариант ручного управления, на которое перешел весь мир в результате кризиса и ошибок в управлении прошлых лет.

Да, Дерипаске выдали огромный кредит. Только это два разных события: пикалевский кульбит и кредит. Кредит дали, чтобы поддержать алюминиевую отрасль, которая падает и падает из-за отсутствия сбыта. А договор заставили подписать Дерипаску совершенно ему не выгодный. Потому что глиноземный завод в Пикалеве Олегу Дерипаске ни разу не нужен. Это было «наследство», которое он получил от Суала. Завод под названием «БазлЦемент-Пикалево» производит глинозем, примерно 300 тысяч тонн в год, а при падении цен на алюминий отечественный глинозем Дерипаске вообще не нужен, если еще учесть то, что он давным-давно подсел на импортный глинозем, который покупает у швейцарской компании «Гленкор».

Проблему Пикалева нельзя считать решенной. Потому что упал спрос на основную продукцию, которую производит этот городок. Нужно изменять профиль предприятий. Не случайно заговорили о том, что «БазлЦемент» надо-таки и превратить в цементный завод. Все происшедшее было выгодно, кроме населения Пикалева, еще двум людям - Бронштейну и Утевскому, которые командуют предприятием «Метахим». Они-то всю революцию, по-видимому, затеяли и осуществили. Вся прибыль от операции останется у них.

Что же было на самом деле в маленьком городке Пикалеве, где проживает 22 тысячи жителей и где Путин продемонстрировал чудеса ручного управления Россией?

Как мы увидели абзацем выше, ситуация с Пикалевым более запутанная, чем показало телевидение и чем представляют себе простодушные российские зрители. Все знают злодея Дерипаску, но никто не знает Бронштейна и Утевского.

Дерипаска получил головную боль, так как он будет получать 300 тысяч тонн глинозема в год, ради которого и строился «БазелЦемент», но который уже сто лет Дерипаске не нужен, так как он давно подсел на импортный глинозем, который он покупает у Гленкора (Швейцарская компания).

В городе с декабря месяца прошлого года были остановлены три градообразующих предприятия, составлявшие раньше единое предприятие Пикалевский глиноземный завод (ПГЗ). В результате приватизации и последовавших за этим продаж-перепродаж оно оказалось раздробленным на три юрлица - непосредственно ПГЗ (актив группы «СУАЛ»), ЗАО «Метахим» (содо-поташное производство) и «Пикалевский цемент» (актив группы «Евроцемент»). Одно из них, переименованное в «Базел-Цемент», Дерипаска получил «по наследству» при распаде Суала, и это предприятие ему было не нужно. С него-то все и началось. Дерипаска просто перестал брать нефелиновое сырье с предприятий «Фосагро». И цепочка просела. Дерипаску Путин заставил подписать соглашение с компанией «Фосагро» на поставку нефелинового концентрата заводу «БазэлЦемент - Пикалево». При этом магнат вначале забыл сделать «домашнее задание» - поставить свою подпись под договором. Руководители «Фосагро» послушно подписали договор заранее. Представитель «Фосагро» заявил газете «Ведомости», что цена в 750 руб. за тонну - ниже себестоимости нефелинового концентрата, «но компания «Фосагро» сознательно пошла на убытки».

На самом деле, этого сырья на «Форсагро» полно, и, кроме как в Пикалево сбывать его некуда.

Главные сливки получили акционеры «Метахима» - Бронштейн и Утевский. Они прекрасно продают свой бесхлорный поташ. Долларов 600-700 с тонны получает эта пара. Они, весьма вероятно, и затеяли всю эту историю. Они вообще ловкие ребята. Бронштейном в лице Суала (еще когда он сидел в совете директоров Суала) и «Метахимом» в лице Утевского был заключен невыгодный для Суала договор на 25 лет - по фиксированной цене в рублях «Метахимом» покупался коллоидный раствор. Цены уже давно другие, а договор все работает. Ныне бесхлорным поташом обеззараживают бассейны по всему цивилизованному миру, и банка этого вещества, которое кидают в домашние бассейны, чтобы не цвела вода, стоит солидных денег.

Что касается Дерипаски, ему, действительно, выгодно сейчас национализировать свои убытки: например, продать государству завод «БазлЦемент» по как можно более дорогой цене и избавиться от него. Пусть потом новые собственники переделают завод под производство цемента, а не глинозема. У завода и название-то уже заранее подготовлено под эту технологическую революцию, и одна печь уже переделана под цемент.

Несколько ранее, чем Путин заглянул в Пикалево - наскоро распутать уже запутанный узел, Государственная дума поставила вопрос о национализации вышеназванных пикалевских предприятий, то есть о выкупе их у владельцев на выгодных для владельцев условиях. Дело с национализацией, которая выгодна Дерипаске, застопорилось из-за внезапного визита Путина в Пикалево.

Вся страна напряженно следит за тем, как будет разрешен этот управленческий конфликт. Записным либералам не нравится, как его разрешил Путин. Они считают, что надо было банкротить предприятия Пикалево. Но в случае банкроства, жители города, работники предприятий в конечном итоге (в последнюю очередь) получили бы свои обесцененные деньги и...все. Где дальше работать, где добывать хлеб насущный - было бы непонятно. Но либералы чтут букву рыночного закона. Хотя если заглянуть а зарубежную прессу, станет видно, что несколько дней назад Германия продала консорциуму из российского Сбербанка и канадской Магмы автогигант Opel, только ради того, чтобы ни один рабочий автогиганта не был бы уволен! Накануне выборов Германия сильно боится усиления социальной напряженности и тоже переходит на ручное управление. А могли бы и обанкротить Opel.

Таких городов, как Пикалево, в России не один и не два - их море. Во все премьер заглянуть по пути следования не может. Стало быть, придется власти срочно вырабатывать общую рецептуру, с помощью которой чинить прохудившиеся сети. А, может быть, и переходить на ручное управление по всей стране. Суть указаний Путина сводилась к формуле: «если вы не договоритесь, то это будет сделано без вас».

Красивые газетные слова: «В голодном и мятежном Пикалево он (Путин) прилюдно «выпорол» несговорчивых владельцев трех градообразующих предприятий» - ничего не объясняют по существу. Люди радуются, что вздули Дерипаску. Но Бронштейн остался вне поля видимости, он даже на совещании не присутствовал, хотя роль свою во всех описанных событиях сыграл. Даже специализированные экономические издания удивляются, как удалось Бронштейну в свое время заключить невыгодный для Суала договор на поставку коллоидных растворов «Метахиму» по фиксированной цене на 25 лет.