Синий с голубым

На модерации Отложенный

«Челси» создал первый фан-клуб с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Лондонский футбольный клуб «Челси» создал первую клубную фан-группу для геев и лесбиянок. Объединение появилось благодаря поддержке ассоциации Gay Football Supporters' Network, руководителем которой является болельщик синих, владелец сезонного абонемента на стадион столичного клуба «Стэмфорд Бридж» Эд Коннелл. «Лента.ру» вспоминает интересные факты о нетрадиционных поклонниках футбольных клубов.

Желанные гости

«Я невероятно горд, что это случилось. Я давно выступал против гомофобии в футболе. На протяжении семи-восьми лет пытался доказать людям, что эта проблема существует. Моя цель — сделать так, чтобы представители ЛГБТ-сообществ чувствовали себя на стадионе желанными гостями», — эти слова Эда Коннелла, одного из идеологов ЛГБТ-движения на трибунах арены «Стэмфорд Бридж», ознаменовали новомодные тенденции в английском фанатизме, который еще несколько лет назад считался эталоном гомофобии. В самом клубе активисту пообещали всестороннюю поддержку, подчеркнув важность сотрудничества с каждым поклонником синих вне зависимости от его сексуальной ориентации.

«Челси» стал третьим лондонским клубом, имеющим в своих болельщицких объединениях представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Пионерами здесь были «Арсенал» и «Тоттенхэм». Полтора года назад, летом 2014-го, футбольные ЛГБТ-группы представителей северного Лондона приняли участие в гей-параде. Соответствующая запись была оставлена в Twitter Gays Gooners (сообщество ЛГБТ-фанов «Арсенала»). «Свобода — это что-то большее, чем фанатизм», — гласило сообщение в микроблоге.

Стоит отметить, что фанаты двух клубов имеют многолетнюю историю жесткого соперничества. История «дерби северного Лондона» насчитывает более ста лет, и по большей части это были годы ненависти и многочисленных столкновений фанатских группировок. Вряд ли стоит говорить о том, что думают о «разноцветной дружбе» радикальные фаны «пушкарей» и «шпор».

...а побеждают немцы

В числе лидеров по количеству гей-группировок — немцы. В рамках бундеслиги существует сразу несколько клубов гомосексуалистов, которые считают себя футбольными фанатами. В Дортмунде действует клуб «Радуга Боруссии» (Rainbow-Borussen), а Берлин и Кельн, где существуют организации Hertha-Junxx и Gay Bockt соответственно, и вовсе считаются регионами с повышенной концентрацией нетрадиционных фанов.

«Мы ходим на стадионы без флага-"радуги" и всем об этом говорим», — рассказывает 23-летний Стефан Мюллер о союзе «Радуга Боруссии», основанном в 2004 году. У клуба есть собственные фирменные шарфики и флажки. Дважды в месяц члены клуба собираются за столиком в кафе, а перед каждой игрой любимого клуба встречаются в пивной, чтобы вместе обсудить последние новости.

Фото: The Arsenal Football Club plc

В клубе около тридцати человек, среди которых три женщины. Нашли они друг друга на одном из интернет-форумов для гомосексуалистов. «Там полно людей, которые называют себя футбольными болельщиками и геями одновременно», — говорит Стефан.

Члены клуба не без удовлетворения констатируют, что гомофобские настроения у «нормальных» людей, приходящих на стадион, снижаются. В последнее время тенденция такова, что куда больше предубеждений существует в среде самих гомосексуалистов. Многие из них просто не понимают, как можно быть геем и увлекаться футболом. Для большинства «голубых» спорт ограничивается тренировками в фитнес-клубах и катанием на велосипеде.

«Еще когда я был маленьким, я болел за дортмундскую "Боруссию", так до сих пор и болею.

Почему я должен был лишить себя такого удовольствия, когда обнаружил, что я гей?» — возражает Стефан, признавая при этом, что не все друзья разделяют его футбольные увлечения, считая их маргинальными и не соответствующими идеологии ЛГБТ-движения, которое пропагандирует отказ от насилия, в том числе и в футболе.

Первый и последний

Серьезный толчок развитию футбольных группировок с нетрадиционной сексуальной ориентацией дали сами игроки, которые в последнее время один за другим объявляют о своей «уникальности». Но только не в Англии.

С одной стороны, согласно исследованию, проведенному Стаффордширским университетом, табу на тему гомосексуалистов в футболе является мифом. Болельщики приветствуют спортсменов, которые открыто заявляют о своей гомосексуальности, и обвиняют клубы в том, что они заставляют игроков скрывать правду о себе. Согласно недавним опросам, более 90 процентов фанатов одобрили бы открытого игрока-гея и заявляют, что в футболе нет места гомофобии. Большинство опрошенных назвали гомофобные лозунги, зачастую удерживающие игроков от каминг-аута, шуткой и данью фанатским традициям.

По итогам анализа мнений порядка 3500 болельщиков выяснилось, что игрока оценивают по его способностям, а не сексуальной ориентации. Более 40 процентов фанатов назвали клубы и агентов главными препятствиями для открытости гомосексуальных игроков из-за опасений по поводу возможного «ущерба для бренда».

Но есть и другая сторона медали. Профессор Эллис Кэшмор, одна из инициаторов исследования, полагает, что причины закрытости гомосексуальных футболистов скорее «внутри индустрии футбола, чем среди толп болельщиков». «Большинство фанатов отвергают расхожее представление о футболе как гомофобной среде. Они в большей степени считают это следствием кодекса молчания, организованного и усиленного агентами и клубами», — делает вывод исследователь.

Джастин Фашану

Джастин Фашану

Фото: Manchester Daily Express / Globallookpress.com

Один из игроков английской премьер-лиги заявил, что спортсмены не хотят открываться перед фанатами, а не перед товарищами по команде: «В футболе много открытых геев, но они не хотят об этом заявлять СМИ по вполне понятным причинам».

«Мы знаем о гомосексуальных и бисексуальных игроках, которым их агенты рекомендуют оставаться закрытыми из опасений, что они не будут котироваться в клубных сообществах», — говорит Пол Миллер из Международной футбольной ассоциации геев и лесбиянок.

До сих пор в Британии только один профессиональный футболист — Джастин Фашану — открыто признался в своей нетрадиционной ориентации. До поры до времени он был известен тем, что стал первым темнокожим футболистом, трансфер которого оценили в миллион фунтов стерлингов. Однако в разгар карьеры его накрыла другая слава — в 1990 году спортсмен совершил каминг-аут.

Но ни общество, ни сам Фашану к подобному повороту готовы не были. Джастин начал менять клубы как перчатки, поскольку никто не мог оказать ему должной поддержки. Футболист подвергался критике тренеров и одноклубников, ему приходили угрозы от радикальных болельщиков, а желтая пресса высасывала из пальца скандалы, самым громким из которых стала история об изнасиловании 17-летнего мальчика.

В 1998 году бывший форвард английской молодежки покончил с этим раз и навсегда — повесился в собственном гараже. «Норвич Сити», в котором игрок начинал свою карьеру, включил Джастина в клубный зал славы. Но с тех пор в чопорной Британии, в отличие от континентальной Европы, где насчитывается несколько десятков открытых геев-футболистов, никто по стопам Фашану пойти не решился.